Автор: Наталья Шайкина
Говоря об армянских монастырях, действовавших в Крыму, нельзя пройти стороной мимо единственного сохранившегося монастырского комплекса Армянской Апостольской Церкви на территории Украины. Конечно же, речь пойдет о монастыре Сурб-Хач, что в переводе с армянского означает «Святой Крест».
Краткая история монастыря
Этапы развития монастыря
Современное состояние монастыря
Легенды, связанные с монастырем
Как добраться до монастыря Сурб-Хач
Монастырь был основан наместником тэр Степаноса в Крыму, инком Ованесом или Ованесом Себастациб1, который выступал в этой роли с 1346 по 1365 гг., а после кончины архипастыря выступал в качестве «предводителя всех Северных сторон». Согласно источникам, иноком Ованесом было создано, заказано и приобретено множество армянских рукописных книг, построено три церкви, две из них в Кафе, а третья, Святого Знамения, недалеко от Сурхата-Крыма, в монастыре Сурб-Хач, в котором он восседал. О сооружении последней каллиграф Степанос писал следующее:
В начале XV в. монастырь перестает быть престольным духовным центром, который перемещается в Кафу, но вместе с этим развитие монастыря не прекращается. Уже в последствии, в XVII-XVIII веках, монастырь снова становится духовным центром. На протяжении всего времени монастырь активно перестраивался, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря.
Во время выселения христиан из Крыма в 1778 году духовенство оставляет монастырь, и уже в конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. Также известно, что монастырю принадлежала большая территория, на которой были разбиты сады, но в настоящее время всё это поросло лесом и я не смог обнаружить ни следа от былого.
В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи обнаружили следы деятельности на протяженнее ни одного столетия, обнаружили следы пожаров, перестроек, восстановительных работ и обустройства монастыря. Последний раз раскопки велись в 1976 году.
В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возращен Армянской Апостольской Церкви. В 2008 году, на праздновании 650-летия монастыря присутствовал президент Армении Серж Саргсян и Католикос-Патриарх всех армян Гарегин II.
Развитие монастыря происходило в несколько этапов, которые мы и попытаемся проследить. Самой древней постройкой, несомненно, является сам храм монастыря, церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), начало строительства — 1358 год. Правда, тут есть некоторые сомнения, так как сам по себе барабан, на котором была сделана надпись по которой датировали время создания храма, был установлен в более поздний срок, вероятно во время перестройки или восстановления монастыря, сама надпись содержит следующий текст:
Что же касается дворика внутри монастыря, то он претерпел значительную перепланировку не один раз. Сам двор был расширен (до современных размеров) скорее всего после пожара, примерно в 40-х годах XVIII в. Монастырь был капитально перестроен епископом Адамом, о чем говорит и памятная плита с следующей надписью:
Известно, что трапезная находится над постройками, которые были сделаны ранее, в момент предыдущего перепланирования, в результате которого была несколько раздвинута граница монастыря и пристроены несколько помещений, которые в данный момент разрушены и следы их хранятся под площадкой и трапезной, к которой в конце XIX в. достраивают второй этаж. Примерно в то же самое время во дворе появляется фонтан для омовения рук и ног. Его задняя стенка является так же стеной одной из келий и из-за того, что вода создает сильную влагу, келья становится непригодной для жилья. Отсюда можно сделать вывод, что ко времени создания фонтана по крайней мере эта келья уже была не жилой и можно датировать создание фонтана промежутком между созданием братского корпуса и строительством трапезной (так как водоотвод был построен до того времени).
Два фонтана и лестницы в монастырском саду появляются примерно в XVIII—XIX вв. Также известно, что уже в XIV веке духовная школа и библиотека существовали при монастыре Сурб Хач, миниатюры которой, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране.
==Современное состояние монастыря==
В настоящее время монастырь активно восстанавливается. К празднованию 650-летия была проложена асфальтированная дорога, оборудована экспозиция внутри трапезной, достроен этаж, перекрыты крыши. В общем, было проведено много работы. Правда, что-то непонятное случилось с фонтанами, за те несколько раз, что там побывал с момента празднования, они то работали, то не работали, причем в случайном порядке. В последний раз, работал нижний фонтан, что очень обидно.
Рядом с монастырем находится гостиница для паломников. По-правде говоря, не интересовался, при каких условиях там можно поселиться, но могу сказать то, что в начале прошлого века она была полностью разрушена и восстановлена в 60-е года практически в том же самом виде.
Сама экспозиция музея содержит большое количество экспонатов, начиная с средних веков и заканчивая нашим временем. В храме ведется служба (поэтому с фотоаппаратом внутрь уже не пускают).
==Легенды, связанные с монастырем==
Одна из них рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солхата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму.
По преданию, название монастыря — Святой Крест — связано хачкаром VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень. Насколько это верно, судить не берусь, но известно, что в середине XV века Крым посещает епископ Амида Мкртыч Нагаш. Возвращаясь обратно, он увозит подаренное Саргисом вардапетом Святое Знамение, которое имело «частицу от древа Христового креста» и хранилось в Кафе.
==Как добраться до монастыря Сурб-Хач==
Если ехать по трассе Симферополь—Феодосия, то перед въездом в Старый Крым, сразу у мечети будет виден указатель «Сурб-Хач, 3км» и съезд с трассы. Проехав по свежему асфальту эти самые три километра, в том числе и через лес, можно без труда попасть на территорию монастыря. Там можно найти небольшую автостоянку, столики для отдыха в окружении красивого леса.
1. Инок Ованес был захоронен тут же, у входа в монастырь, о чем гласит фрагмент из записи каллиграфа: « … и была похоронена почтенная плоть его под сенью новопостроенного святого храма Святого Знамения, в котором и много трудился тот самый Хазар над воздвижением нового храма»;
2. Гавит — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в средние века к церквям, преимущественно с запада.
30 декабря 2009
Категории: армянская культура, Восточный Крым, монастыри, Сурб-Хач, христианство
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании