Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым / Статьи / Армянский монастырь Сурб-Хач

Армянский монастырь Сурб-Хач

Автор: Cyrill Novgorodcev

Говоря об армянских монастырях, действовавших в Крыму, нельзя пройти стороной мимо единственного сохранившегося монастырского комплекса Армянской Апостольской Церкви на территории Украины. Конечно же, речь пойдет о монастыре Сурб-Хач, что в переводе с армянского означает «Святой Крест».

Краткая история монастыря
Этапы развития монастыря
Современное состояние монастыря
Легенды, связанные с монастырем
Как добраться до монастыря Сурб-Хач


==Краткая история монастыря==

Монастырь Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

Монастырь был основан наместником тэр Степаноса в Крыму, инком Ованесом или Ованесом Себастациб1, который выступал в этой роли с 1346 по 1365 гг., а после кончины архипастыря выступал в качестве «предводителя всех Северных сторон». Согласно источникам, иноком Ованесом было создано, заказано и приобретено множество армянских рукописных книг, построено три церкви, две из них в Кафе, а третья, Святого Знамения, недалеко от Сурхата-Крыма, в монастыре Сурб-Хач, в котором он восседал. О сооружении последней  каллиграф Степанос писал следующее:

«...кто [Ованес] и собирал писания многих толкователей, святыми отцами изъясненные — толкования всех богодухновенных писаний; и так как будучи книгочеем, получил все написанное и с неутолимым вожделением прочел, (то) обучался и обучал не только словом, но и достатки вкладывая в дело, в камне увековечивал выученное из святых писаний. В чем и среди множества произведений, что сотворил, основательно воздвиг в монастыре своем и храм небу подобный, распрекрасный, арочный, купольный из тесаных камней, с позолоченной лепотой, в месте непостижимом и над покоем непорочных волей Божьих и жертвенником агнца бессмертного, именуя его [храм] Святое Знамение, с пятью хоранами, девятью ступенями — по образу Верхнего Сиона, утвердив в нем служителей»

Внутри храма Сурб-Ншан | Армянский монастырь Сурб-Хач

В начале XV в. монастырь перестает быть престольным духовным центром, который перемещается в Кафу, но вместе с этим развитие монастыря не прекращается. Уже в последствии, в XVII-XVIII веках, монастырь снова становится духовным центром. На протяжении всего времени монастырь активно перестраивался, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря.

Во время выселения христиан из Крыма в 1778 году духовенство оставляет монастырь, и уже в конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. Также известно, что монастырю принадлежала большая территория, на которой были разбиты сады, но в настоящее время всё это поросло лесом и я не смог обнаружить ни следа от былого.

Общий вид монастыря Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи обнаружили следы деятельности на протяженнее ни одного столетия, обнаружили следы пожаров, перестроек, восстановительных работ и обустройства монастыря. Последний раз раскопки велись в 1976 году.

В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возращен Армянской Апостольской Церкви. В 2008 году, на праздновании 650-летия монастыря присутствовал президент Армении Серж Саргсян и Католикос-Патриарх всех армян Гарегин II.


==Этапы развития монастыря==

Храм Сурб-Ншан | Армянский монастырь Сурб-Хач

Развитие монастыря происходило в несколько этапов, которые мы и попытаемся проследить. Самой древней постройкой, несомненно, является сам храм монастыря, церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), начало строительства — 1358 год. Правда, тут есть некоторые сомнения, так как сам по себе барабан, на котором была сделана надпись по которой датировали время создания храма, был установлен в более поздний срок, вероятно во время перестройки или восстановления монастыря, сама надпись содержит следующий текст:

«Сей божественный храм славы на земле — рай древа жизни он — подобие горнего неба и обиталище святой Троицы. От рождения во плоти Христа в тысяча триста тридцать восьмом году начав воздвигнут во имя святого Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов...»
Гавит2 к храму  был пристроен ориентировочно уже в XVI в., так как самый ранний хачкар, который выбит на столбах арок гавита, датируют 1551 г. Братский корпус (или, по другому, кельи) был пристроен в 1694 году.

Гавит храма Сурб-Ншан | Армянский монастырь Сурб-Хач

Что же касается дворика внутри монастыря, то он претерпел значительную перепланировку не один раз. Сам двор был расширен (до современных размеров) скорее всего после пожара, примерно в 40-х годах XVIII в. Монастырь был капитально перестроен епископом Адамом, о чем говорит и памятная плита с следующей надписью:

«Милостью божией монастырь Сурб-Хач вторично возобновлен великолепно, а также храм и наружные двери с окружающими стенами... Во времена епархиального начальника острова архиепископа Адама... Он был радетелем и виновником перестройки... Год спасителя нашего 1751, лета армянской эры 1200»
Но, это восстановление названо вторичным. Видимо, чуть раньше уже проводились какие-то восстановительные работы. Чуть позже, после пожара к монастырю пристраивают трапезную, о чем можно судить из следующей надписи на стене самой трапезной:
«Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года, ради спасения души своей, года 1211 (т. е. 1762 г.)»
Тут следуют немного разъяснить, видимо переводчик неверно истолковал смысл слова, которое перевёл как «повар» и следует понимать так, что Саркис являлся непосредственно строителем трапезной.

Фонтан для омовения во дворике монастыря Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

Известно, что трапезная находится над постройками, которые были сделаны ранее, в момент предыдущего перепланирования, в результате которого была несколько раздвинута граница монастыря и пристроены несколько помещений, которые в данный момент разрушены и следы их хранятся под площадкой и трапезной, к которой в конце XIX в. достраивают второй этаж. Примерно в то же самое время во дворе появляется фонтан для омовения рук и ног. Его задняя стенка является так же стеной одной из келий и из-за того, что вода создает сильную влагу, келья становится непригодной для жилья. Отсюда можно сделать вывод, что ко времени создания фонтана по крайней мере эта келья уже была не жилой и можно датировать создание фонтана промежутком между созданием братского корпуса и строительством трапезной (так как водоотвод был построен до того времени).

Братский корпус в монастыре Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

Два фонтана и лестницы в монастырском саду появляются примерно в  XVIII—XIX вв. Также известно, что уже в XIV веке духовная школа и библиотека существовали при монастыре Сурб Хач, миниатюры которой, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране.


==Современное состояние монастыря==

Процесс восстановления монастыря Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

В настоящее время монастырь активно восстанавливается. К празднованию 650-летия была проложена асфальтированная дорога, оборудована экспозиция внутри трапезной, достроен этаж, перекрыты крыши. В общем, было проведено много работы. Правда, что-то непонятное случилось с фонтанами, за те несколько раз, что там побывал с момента празднования, они то работали, то не работали, причем в случайном порядке. В последний раз, работал нижний фонтан, что очень обидно.

Рядом с монастырем находится гостиница для паломников. По-правде говоря, не интересовался, при каких условиях там можно поселиться, но могу сказать то, что в начале прошлого века она была полностью разрушена и восстановлена в 60-е года практически в том же самом виде.

Фрагмент оттделки фонтана в монастыре Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

Сама экспозиция музея содержит большое количество экспонатов, начиная с средних веков и заканчивая нашим временем. В храме ведется служба (поэтому с фотоаппаратом внутрь уже не пускают).


==Легенды, связанные с монастырем==

Хачкар из монастыря Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

Одна из них рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солхата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму.

По преданию, название монастыря — Святой Крест — связано хачкаром VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень. Насколько это верно, судить не берусь, но известно, что в середине XV века Крым посещает епископ Амида Мкртыч Нагаш. Возвращаясь обратно, он увозит подаренное Саргисом вардапетом Святое Знамение, которое имело «частицу от древа Христового креста» и хранилось в Кафе.


==Как добраться до монастыря Сурб-Хач==

Старая дорога к монастырю Сурб-Хач | Армянский монастырь Сурб-Хач

Если ехать по трассе Симферополь—Феодосия, то перед въездом в Старый Крым, сразу у мечети будет виден указатель «Сурб-Хач, 3км»  и съезд с трассы. Проехав по свежему асфальту эти самые три километра, в том числе и через лес, можно без труда попасть на территорию монастыря. Там можно найти небольшую автостоянку, столики для отдыха в окружении красивого леса.


1.  Инок Ованес был захоронен тут же, у входа в монастырь, о чем гласит фрагмент из записи каллиграфа: « … и была похоронена почтенная плоть его под сенью новопостроенного святого храма Святого Знамения, в котором и много трудился тот самый Хазар над воздвижением нового храма»;
2.  Гавит — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в средние века к церквям, преимущественно с запада.

30 декабря 2009

Категории: армянская культура, монастыри, христианство

Комментарии [2] |

Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании

2008—2017 © Qrim.ru: Республика Крым
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов