Автор: Cyrill Novgorodcev
История Крыма довольно богата на события, свидетелями которых является не один город на полуострове. О одном из них, Судаке, пойдет речь с этом небольшом рассказе.
Основание города
Город под властью хазарского кагната
Половецкий период
Татаро-монгольский период
Заключение

Город Судак1 был основан в 212 году аланами2. Этот город впервые упоминается в «Космографе», издании VII в. неизвестного автора из Равенны, где среди других городов северного побережья Черного моря назван город Согдабон и указано его примерное местонахождение. Начиная с этого момента этот город постоянно упоминается в различных письменных источниках. Швейцарский путешественник и ученый Дюбуа де Монпере и другие исследователи считали Судак главным портом аланов.
==Город под властью хазарского кагната==
Примерно в середине VII в. значительно увеличивается сила хазар и после победы над булгарами хазары постепенно захватывают большую часть Крыма. С самого начала своего существования Хазария утвердила свою власть над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Однако в значительной степени эта торговля была посреднической. Значительную часть доходов составляли торговые пошлины на заставах в узловых местах сухопутных, речных и морских путей. Через Хазарию шли воск, мед, меха, рабы. Последние поставлялись уграми и печенегами, совершавшими набеги на славен и русь. Кроме торговых пошлин хазары получали доходы с покоренных народов и племен в виде даней, которые платились или в виде разного рода товаров или деньгами.
Удерживая в своей власти большую часть Крыма, хазары постоянно угрожали византийским форпостам. Ситуация разрешилась в 711 году, когда Филипп захватил византийский трон, убив Юстиана II. После чего был заключён договор о разделе Крыма: Херсонес и южный берег закрепились за Византией, а восточный Крым - за Хазарией, готские города ещё раньше находились под протекторатом Хазарии
Летом 726 года произошло вулканическое извержение на Средиземном море. В этом увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом совещании у императора решили начать государственное гонение на иконопочитателей. Началась борьба между иконоборцами и иконопочитателями, в результате которой победили иконоборцы, которые получили поддержку императора. Иконопочитатели вынуждены были искать спасения на окраинах государства, в том числе в Крыму. Здесь они основали большое количество церквей и монастырей, в том числе и в Судаке, что способствовало быстрой христианизации местного населения. В борьбе с ересью особо отличился Св. Стефан «Сурожский». О нём более подробно можно прочитать в блоге: «Св. Стефан Сурожский»

Примерно, в середине VIII в. вновь вспыхивает война между арабами и хазарами, которые захватывают Тифлис и разоряют Армению. После победы, стороны заключают мир, который продлился более, чем тридцать лет. Однако, было проведено вторжение на Закавказье и теперь уже не халифат был опасен Хазарии, а Хазария – халифату. Столь же безвредна стала для хазар Византия, которая помимо внутренних неурядиц выносила постоянную войну с арабами, проходившую с переменным успехом для обеих сторон. Союз с Хазарией был Византии так дорог, что даже попытка крымских готов освободиться от власти хазар и вернуться в состав империи не была поддержана греками, а руководитель мятежа был выдан хазарам.
Враждебные отношения с христианами (в частности, с Византией из-за постоянных споров за западный Крым) и мусульманами привели верхушку хазарского общества в начале IX в. к официальному принятию религии, в одинаковой мере ненавистной и Византии, и халифату, - иудаизма.
В 790 году Бравлин нападает вначале на Херсонес, а следом осаждает Сурож. После десятидневной осады город пал. После грабежа Судака Бравлин не остановился, в целом пострадали города хазарской части Крыма. Крымская Готия (православная страна) отпала от Хазарии и вернулась к Византии. От грабежей русов пострадали христианские церкви и было ослаблено православное влияние в Хазарии. Образовался политический вакуум, который был немедленно заполнен иудаизмом.
В 799 году хазары официально приняли иудаизм, после чего были упразднены готская и хазарская митрополии. Все это привело к противостоянию кагана, царя и итильской знати, которые приняли иудаизм и провинциальной знати и основной массе населения. Началась гражданская война, в которой погибли Обадия и его два сына. Междоусобица продолжалась несколько лет и сильно ослабила государство. Крым откололся от Хазарии и отошел под власть Византии.
Известно, что в то время в Судаке из представителей властей самым влиятельным чиновником был асс4 Юри.
Известно, что Одному из таких асских тарханов была отдана под командование крепость неподалеку от хазарской столицы Итиль. Другой, по имени Юри, был влиятельным чиновником в городе Сугдея (Сурож) в Крыму в конце восьмого века.

Подводя итоги хазарского периода, можно сказать, что в 8-9 веках Крымом владели хазары. Сугдея стала их административным центром. В городе находился наместник хазарского кагана - тудун. Одновременно Сугдея являлась центром православной епархии (церковного округа ) во главе с епископом. Со второй половины 9 века началось строительство хазарских укреплений Сугдеи. Оборонительные стены отгородили территорию больше 20 га, что было достаточно для расположения крупного приморского города. Однако, за крепостными стенами толщиной 2,7 метра находились только незначительные хижины, разбросанные друг от друга на большом расстоянии. Проживавших внутри крепости взрослых мужчин-воинов не могло хватить для защиты крепостных сооружений. Можно предположить, что в мирное время в крепости находился хазарский военачальник с регулярным войском, а в военное - к крепости стекались отряды родовых вождей со всей территории Крымской Хазарии, а также основные силы каганата в случае военных действий в Таврике. Таким образом, крепость в Судаке играла роль хазарского военного лагеря. О численности хазарских войск в Сугдее можно предполагать, исходя из ранга находившегося в ней постоянно хазарского наместника, известного по "Житию Стефана Сурожского" под именем Юрия Тархана. Тархан у тюрок являлся крупным военачальником, подчиненным только командующему войсками и кагану. Самым крупным подразделением в тюркском войске был тумен, состоящий из 10 тысяч всадников. Сугдея, во главе которой стоял тархан, предназначалась для развертывания хазарского тумена
Печенеги впервые появились в Крыму в 882 году и к середине X века заняли весь Крымский полуостров, разгромив большинство селений, кроме Херсонеса и городов на Керченском полуострове. Крым запустел, население ушло в горы. Археологические раскопки свидетельствуют, что большинство крымских поселений этого периода погибли в пожарах.
Начиная с IX века особую выгоду для славянских купцов начал представлять так называемый путь из варяг в греки. Из Балтийского моря купцы попадали в Ладожское озеро (Нево), переходя в реку Волхов, озеро Ильмень и реку Ловать, откуда существовал волок в верховья Днепра, а дальше прямая дорога до Черного Моря. На пересечении этих путей и выросли Новгород на севере и Киев на юге. Через Черное море велась активная торговля со средиземноморскими странами, в первую очередь через Сурож. Оттуда на Русь попадали шелковые ткани из Венеции, Турции, Египта и Сирии, металлы и драгоценные изделия, пергамент. Русь вывозила меха, кожи, воск, мед, рыбий зуб (моржовая кость). Русской торговле нужны были опорные пункты на пути «из варяг в греки». Так у Византии появился новый союзник, но не надолго.

В 939 году, Хельгу, вождь русов, захватывает Тамань, в то же время Византия пыталась всеми силами вытеснить хазар из Крыма, которые к тому времени уже потеряли Хазарскую Готию. С этой целью они послали "большие дары Хельгу, царю Русии".
Русы среди ночи напали на город Семикр(?) и захватили его из-за беспечности начальник города, который накануне покинул его. В результате этого нападения началась хазарско-византийская война, ответным шагом в которой хазары, покинув Сурож, выдвинулись к Херсонесу, попутно разорив три византийских города. После чего они повернули к Тамани и проведя несколько месяцев под городом, Песах (предводитель хазар) заявил предводителю норманнов: «Иди на Романа и воюй с ним... и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя». Так хазары восстановил статус-кво и принудил вождя русов напасть сначала на Константинополь, а потом на города Азербайджана. В 971 году византийцы разгромили русские войска возле Переславы, столицы Болгарии. После боя возле Доростола Святослав запросил мира, который и был заключен на тех условиях, что русские войска не будут нападать на византийские колонии в Крыму и уйдут из Болгарии.
После этой победы влияние Византии было восстановлено на востоке Крымского полуострова и в Тамани. Вернув себе Сугдею, Византия начинает осуществлять интенсивное строительство крепостных укреплений в городе.
Важнейшим событием второй половины XI и первой половины XII в., повлиявшим и на русско-крымские связи, было появление и укрепление в южнорусских степях половцев. Они постоянно тревожат Русь, оказывают давление на крымские владения Византии, держат под контролем торговые пути, проходящие вблизи от их кочевий. Однако важнейшие торговые пути, в том числе путь "из варяг в греки" продолжают действовать.
В середине XI в. совместными усилиями византийского флота и русских войск, хазары были окончательно изгнаны из Крыма. Русские закрепились на Таманском полуострове и основали Тмутараканское княжество. С этого исторического периода славяне из Киевской Руси постепенно рас¬селились по всему Крыму. Старый Крым, Судак, Мангуп, Херсонес — именно здесь славяне составляли наиболее значительную часть населения.

В 1116 половцы разгромили и покорили печенегов и стали единственными хозяевами степей Северного Причерноморья. Сугдея стала главным опорным пунктом половцев в Крыму. Арабский историк Элайни называл ее "наибольшим из городов кыпчацких". Сугдея в этот период становится крупным международным центром, где встречаются купцы со всех концов мира - из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии, Индии, Китая. Арабский историк Ибн-Аль-Асир ( 1160-1233 ) сообщал о Сугдее:
Генуэзцы появляются на Черном море в 1169 году, а в 1204 году, после взятия Константинополя в результате Четвертого крестового похода, доступ к Черному морю получают и венецианцы. Уже в середине XIII в. они регулярно посещали Солдайю (современный Судак), поселялись в этом городе. Известно, что дядя знаменитого путешественника Марко Поло, Маффео Поло, владел домом в Солдайе.

Венецианцы владели городом значительно дольше, чем генуэзцы, которые оставались в Судаке сто десять лет, в то время как венецианцы - полтора столетия. Это было время невиданного расцвета Судака, годы славы и богатства, но и время жестоких потрясений, вражеских нашествий и разорения.
На период владения венецианцами Судаком, выпало не мало испытаний. Начиная от «Завоевание Судака турками-сельджуками в 1222 году» и татарскими набегами. На последних сохранились небольшие воспоминания в записях на полях Синаксаря, который характеризуют события тех лет.
Так, в январе 1223 года, на следующий год после завоевания сельджуками Судака, появляется запись о первых татарах: «В тот же день пришли первые татары». Следующая запись появляется уже в январе 1223 года. Разгромив Судак и перебив значительное число населения, татары удалились. Более подробно о нападении монголо-татар и его последствиях для города рассказывает арабский писатель Ибн-ал-Асир:
Монголо-татары скоро покинули Крым, и временно порушенные торговые связи Сугдеи были восстановлены. Победитель на Калке Субетай (Субудай) привел сюда на отдых усталые орды, опустошил Судак и его долину, но не дождался прихода хана Джучи и ушел обратно в Азию на помощь ему в борьбе с монголами.

Начиная с этого же года и плоть до 1236 года, татары не могли одолеть булгар, но собрав огромные силы, всё таки одолели Волжскую Булгарию и прорвались через Волгу на запад, в русские земли. После чего татары стали обосновываться в Крыму. Резиденцией наместника стал город Солхат или Крым (ныне Старый Крым), возникший во 2-й половине XIII века на торговом пути из генуэзской Кафы (Феодосии) в степи Евразии.
Через три года, а именно 26 декабря 1239 года появляется ещё одна запись в Синаксаре: «В тот же день пришли татары». До тех пор в Судаке находился турецкий гарнизон, но на это раз татаро-монголы остались в Крыму надолго. Крымский полуостров становится зулусом Золотой Орды. Мало по малу население Тавриды приспособилось к новой силе и власти, тем более, что татары, тогда еще язычники, оказались веротерпимыми и сами принимали христианство.
Следующая запись, связанная с татарами появляется 27 апреля 1249 года и звучит следующим образом: «В тот же день очищено от Татар все… совню города и счел севаст народ и пошел триста восемь тысяч в 6757 (1249) году миробытия и праздновал торжественно». Город был обложен данью, но фактически остался независимым.
Глава дипломатической миссии фламандец Виллем Рубрук, посетивший город в 1253 г., сообщает, что:

В марте 1261 г. Крестоносцы были изгнаны из Византии, Венецианский квартал в городе был сожжен, а его территория передана генуэзцам. Они получили фактически монопольное право торговли в Черном море, а место венецианцев в черноморской торговле заняли генуэзцы. Правда, Венеция, спустя некоторое время (в 1265 году), сумела договориться с византийским императором, и ее купцы вновь появились в торговых центрах Черного моря, но первенство в этом регионе было утрачено ею навсегда5.
В 1277 году под стенами Сугдеи была захвачена и уничтожена галера пизанцев (союзников генуэзцев), которая была послана к городу с враждебными намерениями. Начиная с этого времени венецианцы начинают интенсивно строить крепостные сооружения и укреплять город. В целом, Сугдея была хорошо известна за пределами Крыма. Арабские писатели ставят город рядом с такими значительными торговыми центрами, как Булгар, Сарай Азов, Хорезм. Восточные писатели конца XIII в. называют Черное море «Судакским». О большом значении города говорит и тот факт, что глава сугдейской епархии имел сан митрополита. Торговые интересы венецианцев в Сугдее были столь значительны, что уже в 1287 г. в городе находился венецианский консул. В его портах разгружались суда с товарами из Передней Азии, Египта, Византии, Сирии, стран Западной Европы и караваны из Золотой Орды и Средней Азии.
Однако, не стоило бы забывать и о татарах, которые уже в конце XIII в. снова возвращаются к Судаку, о чем говорит очередная запись: «В тот же день пришло Ногаево войско». Не ограничиваясь получаемой данью, татары вернулись. Подробнее об этом нападении рассказывает арабский писатель Ал-Муфаддаль:

Враждебные действия значительно подорвали экономику города и привели к резкому сокращению численности населения. Об этом свидетельствует арабский путешественник Ибн-Батута, побывавший в Крыму в 30-е гг. 14 века. Он пишет о Судаке :
Последнюю точку в соперничестве между двумя городами поставили генуэзцы. В июне 1365 г. они внезапно напали на Сугдею, взяли ее приступом и захватили 18 селений в округе. Во второй половине XIV в. генуэзцы утвердились на Крымском побережье от Балаклавы до Кафы , а затем и на берегах Керченского пролива. Солдайя в конце XIV - начале XV вв. теряет свое торговое значение. Генуэзцы запрещают купеческим судам заходить в ее гавань и направляют их в Кафу. Туда же постепенно перебираются из Солдайи торговцы и ремесленники.
И тут уже начинается другая история, которую можно прочитать на странице, посвященной «Судакской крепости». Но, мне так же хотелось заметить ещё один момент, к тому времени в Сугдее армяне были в таком большом количестве, что вступали в религиозные споры со старожилами греками и, не соглашаясь с последними, находили возможным существовать отдельной общиной. Сугдейский синаксарь отмечает их многочисленность. Однако, после турецкого вторжения количество армян значительно снижается. Такой вывод можно сделать, на пример, из переписи 1520 года, которая говорит о том, что на тот момент в Судаке армянская община насчитывала всего 27 дворов.
1. В. Г. Васильевский показал, что в языке осетин имеются слова "сугдед" и "сугдаг", а также заброшенное поселение Суадаг. Ученый-топонимист В. Миллер предполагал, что название Сугдея происходит от ираноязычного слова "Сугда", что переводится как "непорочный", "святой";
2. Аланы - это ираноязычные племена сарматского происхождения, предки современных осетин, которые появились в Крыму во 2-3 веках н. э.;
3. Ряд исследователей считает, что в районе современного города Инкерман в древности находился греческий город Дорас (Дорос), ранее именовавшийся Евпаторий, Евпатория. Другие исследователи считают, что Дорос (Дорас) являлся главной крепостью Крымской Готии, которая находилась на плато Мангуп;
4. Асы играли важную роль в хазарской армии и администрации. Некоторые из них становились командирами высшего ранга (тарханами);
5. Более подробно о этих событиях можно прочитать в заметке «Небольшая история Венеции в Крыму»: http://www.qrim.ru/pages/east-crimea/articles/?id=242
29 декабря 2009
Категории: армяне, венецианцы, генуэзцы, греки, Судак, татары
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании