Автор: Cyrill Novgorodcev
Рассказывая о средневековых городах Крыма нельзя обойти стороной бывшую столицу крымского юрта Золотой Орды, Солхат. В этой небольшой статье хотел рассказать о судьбе этого города в средние века.
Обоснование татаро-монгол в Крыму
Жизнь внутри города
Начало смуты
Закат былого величия
==Обоснование татаро-монгол в Крыму==
Топоним «Крым» впервые упоминается в сообщениях Ибн-Абдез-Захыра — арабского хрониста и одновременно секретаря султана Египта Бейбарса, который участвовал в египетском посольстве в 1263 году к хану Золотой Орды Берке и описывал Крым как селение (кайра), в котором проживали кипчаки, русские и аланы. Однако, эту дату нельзя считать датой основания города, так как уже в XII веке на этом месте находилась крепость, которая образовалась на месте небольшого поселения, что известно из археологических и письменных источников. К XII веку на месте Старого Крыма возникает большой торговый центр с крепостными стенами и рвом. За его стенами проживают греки, армяне, русские, потомки печенегов, половцев, хазар, аланов.
После образования Золотой Орды, в состав которой входил и Крым, Солхат становится административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма. С момента образования Золотой Орды налаживается безопасный сухопутный торговый маршрут, связывающий Восток и Запад. Город начинает развиваться, как торговый центр, благодаря соседству Судака и Кафы, которые являлись портовыми городами, осуществляющими связь с Европой. Сухопутный маршрут активно использовался до тех пор, пока генуэзцы не разработали более быстрый маршрут по воде до Таны и дальше, вплоть до Каспия. Но, всё это случилось позже, а до тех пор…
Начиная с 1284 года, при правлении Туда-Менгу-Хана, в Старом Крыму чеканится своя монета. Не имея собственного строительного опыта, монголы привлекают солхатских мастеров. Расцвет города приходится на XIV в. В этот период Солхат был крупным торговым центром на Шёлковом пути из Азии в Европу, активно рос и строился. Тогда были построены сохранившиеся до наших дней несколько мечетей и медресе, был заложен армянский монастырь Сурб-Хач.
Каждая из народностей, населявших Крым-Солхат, занимала в городе свое определенное место, а над всеми этими народностями возвышались татары. Среди городских ремесленников чаще встречались греки или армяне, редже - татары. Уж если судьба в лице могущественного бея, власть которого над сородичами была непререкаемой, оторвала рядового степняка от его коней и баранов, занесла в город, то только в качестве воина - охранника-гвардейца, стремянного, слуги-денщика, стражника-полицейского. Он, татарин, являлся военнообязанным, и это преисполняло его гордостью, тем более что давало ряд преимуществ - податных привилегий, прочих выгод, которых были лишены нетатары. Последним приходилось оплачивать в виде особых податей тот относительный мир, которым они пользовались в пределах Золотой Орды.
Между тем и для татарской знати и для коммерсантов-христиан война была намного доходнее мира. Источником прибылей, и притом немалых, становилась продажа военных трофеев, особенно рабов. Этим-то и занимались охотнее всего владетель-татарин и генуэзец-торгаш из Кафы или Солдайи.
Вокруг больших сделок, вершившихся в Солхате (по продаже перекупщикам рабов и прочих товаров: соли, мехов, солонины, кожи, меда, пшеницы), выросло банковское и ростовщическое дело. Работорговля вызвала к жизни оригинальный купеческий промысел - перекупку пленников с доставкой их на родину, при условии, разумеется, возмещения расходов «благодетеля» плюс немалые комиссионные. Этим занимались преимущественно купцы-армяне. Родичи выкупленных безропотно выкладывали условленные суммы. Платило за возвращенных на родину и русское государство, хорошо учитывая мобилизующую роль такого морального стимула в постоянной борьбе Руси с татарами.
Морские перевозки товаров (одних - из города Крыма в страны Востока и Запада, других - в обратном направлении) породили в соседней Кафе корабельный промысел и связанные с ним ремесла. Создавалось то двойственное положение, когда генуэзская Кафа могла рассматривать Солхат как некое продолжение своей торговой пристани, а Крым-Солхат, в свою очередь, мог видеть в ней как бы свой морской порт. То и другое было одинаково справедливо. Сближение знати торгующих сторон, генуэзской и татарской, стало достаточно тесным к концу XV в.
Но, не смотря на торговое сотрудничество с генуэзцами и венецианцами, без конфликтов не обходилось.
В 1395 году Солхат был разрушен войсками Тамерлана, а в 40-е годы XV столетия сыном золотоордынского хана Тохтамыша — Саиид Ахмедом. С этим же временем связано еще одно известное событие: убийство в городе темника Мамая в 1380 году. Этот военачальник, будучи женатым на дочери золотоордынского хана, стал фактическим владельцем западных улусов Золотой Орды, в том числе и Крымского улуса. Для утверждения здесь своей власти он организовал карательный поход на полуостров, разрушил много городов и селений, захватил аланское княжество Чуфут-Кале. Стремясь помешать консолидации русских земель, Мамай нанес ряд ударов по русским княжествам, но при попытке вторжения в Московское княжество потерпел поражение в Куликовской битве 1380 года, после чего вскоре был разбит Тохтамышем, бежал в Кафу, где и был убит. Не помогли Мамаю и генуэзцы, ранее предоставившие ему деньги наемников для воцарения на золотоордынском престоле, и «неоправдавшем доверия».
Попытка Тохтамыша сплотить распадавшуюся на части Орду была неудачной. После его кончины, но особенно после смерти эмира Эдигея, фактического правителя Орды, центробежные тенденции все более возрастают, начинается полоса смут и междоусобиц.
В этот период в Крыме Солхате ненадолго воцаряется даже какой-то независимый хан. Имя хана стоит на чеканенной в Крыме в 1419-1420 гг. монете, но пока не поддалось прочтению. К этому времени относятся и наиболее ранние из известных нам "генуэзско-крымских" монет. На лицевой стороне их помещен герб республики - изображение крепостных ворот с башнями - и латинская надпись: "коммуна Генуи", позднее - начальные буквы титула консула и слово "Каффа". Арабская же надпись на обратной стороне содержит имя хана и его почетный титул (лакаб). В Кафе подобные монеты чеканились до середины XV в. Известны и иные - с обозначением места чеканки "город Крым" на лицевой стороне. В научном обиходе за ними закрепилось название «аспр»1, применявшееся генуэзцами и венецианцами для обозначения серебряной монеты.
Некоторые сведения о событиях 20-х годов XV в. сообщают мемуары де Лануа, посла литовского короля Витовта к татарскому правителю Крыма. «Солхатский император, - пишет де Лануа, - недавно умер, и там царила неурядица, ибо всякий хотел иметь своего императора и все в означенной стране были в резне и всеоружии».
Междоусобная борьба кончилась тем, что в 30-х годах XV в. всю власть в Крыму захватил Хаджи-Гирей, создатель Крымского ханства. Этот хан и стал основателем правившей на полуострове династии Гиреев.
После распада Золотой Орды и образования Крымского ханства, Хаджи-Гирей распорядился перенести столицу в Чуфут-Кале, а после – во вновь построенный Бахчисарай. Жизнь в городе постепенно начала затухать. Правда, если верить арабскому историку Эль-Айни, здесь еще в 1444 г. какой-то властью продолжает пользоваться некий Мухаммед-хан, однако другими источниками это сообщение не подтверждается.
В 1475 г. захват турками Кафы и других приморских городов полуострова свел на нет роль города Крыма.
В 1578 году Мартин Броневский писал:
А Боплан в своем описании Украины (издание 1660 года) пишет про Старый Крым следующее:
После вхождение в состав Российской империи почти всё население города эмигрировало и перепись 1805 года зафиксировала в нём всего 114 жителей. Таков был закат некогда величественного города.
1. Аспр - (от латинского "аспер") -значит белый;
2. В то время, как Карасу, на пример, насчитывал около двух тысяч очагов;
11 марта 2010
Категории: Солхат, Старый Крым, татары
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании