Автор: Cyrill Novgorodcev
Армянская крепость (или «Айоц Берд») — так в свое время назвалось поселений армян, которое расположено у стен средневековой Кафы. Жители этого поселения были вынуждены защищать себя самостоятельно, так как Устав Кафы (от 1316 года) запрещал выделять им земли внутри городских стен, самостоятельно укрепили свое поселение дополнительным рядом стен.
Но давайте начнем по порядку, прежде всего с того, зачем армянам понадобилось селиться рядом с Кафой и мириться с такими правилами?
Кафа образовалась на месте древней Феодосии, история которой к моменту образования генуэзской колонии насчитывала больше полутора тысяч лет. Уже прошел не один период подъема и падений этого города, пока к началу XIII века какой-то рыцарь-авантюрист, обозначенный в исторических памятниках одной только буквой R, с дружиною сподвижников, вероятно, отделившись от общей рати крестоносцев (совершавших 4-й крестовый поход), овладел городом. Следы этого частного владения прослеживаются как в записях 1234 и 1290 гг., так и в Уставе 1316 г.
В конце XIII — начале XIV вв. колония переходит из частных рук в владение генуэзской республики, расширившись к тому времени из небольшой фактории в настоящее морское государство с уже существующим республиканским устойством, подтверждения которому отображены также в уставе 1316 г.
Сейчас самое время объяснить, почему так часто упоминается Устав 1316 года. Все дело в том, что с момента образования Кафы город дважды подвергался разорению. Первый раз это случилось в 1260 году, тогда венецианский вождь Соранцо завладел городом. Это случилось во времена противоборства между Генуей и Венецией, которое не прекращалось и в момент второго, более трагического разорения Кафы в 1307 г., на это раз монголами. Новаири, живший в Египте в 1308 г. Записал это событие:
В 1308 году генуэзский дворянин Бальдо Дориа первым поселяется среди развалин запустелого города, вызывает множество новых поселенцев и заново отстраивает Кафу по подобию Генуи. В 1316 году Генуя распоряжается укрепить город и отправляет оружие для обороны.
Согласно данным, которые сохранились после генуэзцев, на этот момент как таковой армянской колонии на территории Кафы еще не существует, хотя тот же Устав, запрещающий строить новые церкви и трогать уже существующие, перечисляет три армянские церкви (одна из которых даже была в разрушеном состоянии), которые находятся еще с «древних времен».
К 1340 году к моменту образования армянского поселений, город уже обносится крепостной стеной и представляет собой крупный город с развитым рынком, который в последствии превращается в один из крупнейших рынков Чёрного моря.
Постепенно размеры армянского поселения разрастаются и сливаются с Кафой. Так в середине XV в. все население города насчитывает примерно 70 тыс. человек, из которых 46 тыс — это армяне, то есть армянское поселение переросло размеры самой Кафы и имело в своем распоряжении 45 культовых зданий 26 из которых находились внутри большой крепости города, а 16 в его предместьях. Это был расцвет :) К тому времени армяне распространились по всему восточному Крыму, уже существовал Сурб-Хач и даже были попытки создания небольших княжеств (о чем не так давно упоминал в блоге: http://www.qrim.ru/pages/east-crimea/?id=204).
Что интересно, даже после захвата Крыма турецкими войсками в 1475 году и последующего переоборудования части храмов под мечети, большая часть армянских храмов осталась в нетронутом виде. Но даже это не спасло от постепенного угасания колонии, армянскую крепость переоборудовали в турецкую крепость Нарын-хисар, которая стала более укрепленной. Сами же армяне селились уже в армянских кварталах в пределах города. Мне кажется, что последней каплей было принудительное переселение армян из Крыма в 1778 году, свидетели которого пишут о большом количестве храмов, которые стоят в запустении и постепенно разрушаются.
Хотя, следы армянской культуры сохранились в виде большого количества записей, изделий и памятников, из того большого количества церквей и в целом, построек, до нас дошла лишь малая их часть. Так, на территории армянской крепости сохранились лишь четыре церкви, история одной из которых связана с Афанасием Никитиным, который молился в храме после завершения своего «Хождения за три моря».
Современная история этого памятника была не менее интересной. Примерно, в конце XVIII — начале XIX в. на месте поселения был устроен карантин, который некоторые считали главным на Чёрном море. Здесь выдерживали карантинный срок все сомнительные в эпидемическом отношении суда, направляющиеся в порты Черного и Азовского морей. Периметр Карантина в 1804 г. был перестроен, замкнут новой стеной с воротами и арочными проемами для протока воды балок.
В целом же, необходимость создания карантинной станции было обусловлено тем, что в Феодосию приходило большое количествово судов из разных стран. Только в 1911 году через феодосийский карантин прошло около 10 тыс. паломников, возвращающихся из Мекки и Медины. При Карантине находилась Пастеровская станция, обслуживающая всю губернию. В последствии весь это район города с холмом стал носить одноименно название «Карантин». Видимо, в период ВоВ или прямо перед ней на холме были построены казематы, часть которых видна и по сей день. Сами карантинные постройки были переданы рыбколхозу, разрослись лодочные гаражи и теперь уже редко кто вспоминает о прошлом. Также один или несколько храмов скорее всего были перестроены под мечеть, иначе где бы молились все эти люди? В любом случае, сейчас из четырех сохранившихся церквей функционирует только одна, остальные стоят закрытыми.
Ах да, в 1910—1912 гг на месте поселения был найден источник минеральной воды, которая выпускалась под маркой «Феодосийская» и «Айвазовская» еще до недавнего времени :)
Фрагмент снимка Феодосии из космоса. Синим выделена стена генуэзской крепости с тремя башнями, желтым - границы армянской крепости.
27 апреля 2009
Категории: армяне, Кафа, крепость, Феодосия
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании
Последнее обновление: 5 мая 2009