Страницы: 1 2 Следующая страница
Автор: Cyrill Novgorodcev
Рассказывая о истории Крымских городов нельзя пройти мимо такого города, как Феодосия. История этого города насчитывает больше двадцати пяти веков, за которые он не раз был разрушен и отстроен заново. О одном из таких периодов мне хотелось бы рассказать в этой статье. Речь пойдет о возникновении на месте некогда греческой Феодосии, а к тому времени небольшой крепости, генуэзской колонии, Кафы.
Время образования колонии
Причины, повлиявшие на выбор места образования
Развитие колонии
Укрепления Кафы
Город
Падение Кафы
Работорговля и разбой, процветавшие в Кафе
Итальянские писатели свидетельствуют, что первое поселение было образовано Генуэзцами в Кафе (нынешней Феодосии) не прежде половины XII в., на купленной ими земле у Кипчакского Хана, и что это место сначала окружили они рвом и валом, после построили там много огромных каменных домов и магазинов для складки товаров. Напоследок, в половине XIV в., при консульстве Готфрида де Зоалио, вместо бывших до того насыпей из всякой земли и деревянных свай, оградили большую часть каменной стеной.
Пытаясь определить время создания генуэзской колонии на берегах Крыма, надо учитывать тот факт, что только в 1261 года была создана прочная база на Босфоре и Генуя приобрела прочное положение на Черном море. Так же стоит обратить внимание на фрагмент из жизни Кафы в 1289 году, который говорит о том, что к тому времени колония уже просуществовала какое-то время и успела окрепнуть. Исходя из этого, можно определить временные рамки, между которыми была создана колония, то есть между 1261 и 1289 гг.
Самое время немного отступить и поглядеть, что происходило в Крыму в те века. Монголы и татары еще при Чингиз-Хане беспокоили Таврию своими набегами, но порабощение этой страны совершенно было ими уже после смерти Чингиз-Хана, последовавшей в 1227 году. Бату-Хан, или Батый, внук Чингиз-Хана, по изгнании из Таврии Команов и покорении соседствовавших с ней народов, с 1237 года основался жить в этой стране. С того времени начала она наполняться Кипчакскими переселенцами (то есть, татаро-монголами), а удельные Монгольские князья расселялись по её равнинам около укрепленных Генуэзцами городов. По смерти Батыя в 1256 году наследовал брат его Беркай или Берек-Хан, а после него в 1266 году другой брат Менгу-Тимур-Хан разделили между родственными князьями свои владения, при чем на часть Оран-Тимура племянника его, сыра Тогай-Тимура досталась Кафа и Старый Крым. Он, за значительную сумму, Кафу возвратил Генуэзцам, с условием платить со своей стороны эту пошлину за вывоз и ввоз товаров, ровно не препятствовал свободной торговле. Сам же, вероятно, избрал город Крым (Солхат, Старый Крым) своей столицей, что доказывают и битые там его приемниками монеты.
Но, что значит, возвратил? Существует версия, что первым колонистом был некто Антонио делл’Орто, который в последствии получил большие преимуществами, как в старейшем из дошедших до нас уставов, так и в уставе от 1318 года. Вполне вероятно, что это был первый консул Кафы, но не имея веских доказательств его имя не включено в современные перечни консулов Кафы. Уточняя, какие именно преимущества получила эта семья, стоит отметь, что им было дано право взыскивать с торговых операций в Кафе пошлину. Нет сомнений, что таким образом колония выплачивала долг за издержки, которые возникли во время образования колонии.
==Причины, повлиявшие на выбор места образования==
Немного разобравшись с историей возникновения колонии, хотелось бы уделить немного внимания тому, почему она была образованна именно в Феодосийской бухте. А причин тому было несколько.
Одна из них – это то, что территория бухты не входила в сферу влияния Византии. Во времена образования колонии на этом месте находилась небольшая крепость, вероятно построенная одним из Босфорских царей и которая в начале IV в. обозначала границу между территориями Херсонеса и Босфорских царей. Название этой местности довольно редко встречается в античных текстах. На пример, Идризи1 вообще не упоминает о Кафе среди всех местностей, которые он перечислял.
Во-вторых, опытным морякам, которыми являлись генуэзцы, эта бухта показалась достаточно удобной, так как могла вместить в себя большое количество кораблей. Так же, она представляла собой удобную якорную стоянку с возможностью причалить в большом количестве мест практически в любое время года. Так же, бухта служила хорошим убежищем от преобладающих на Чером море северных ветров. Так же, этот порт находился ближе к Азовскому морю. Это обстоятельство имело некоторое значение, если принять во внимание всю важность этой дороги для торговли между Востоком и Западом.
Так же, этот порт находился по соседству с населенным городом Солхатом (Старый Крым), который в татаро-монгольский период мог считаться главным городом Крыма.
С момента образования колонии, Черномоская торговля для генуэзцев становится предметом особого предпочтения. С этой точки зрения любопытно наблюдать тот контраст, который представляют между собой XII и XIII вв. На пример, во второй половине XII в. мы имеем целую вереницу основных уставов ассоциаций генуэзских купцов, стремящихся к совместным предприятиям деловых экспедиций, цель которых, то есть, города или порты, всегда указаны. Однако, как бы ни были многочисленны эти документы, в них не фигурируют такие порты, как Кафа или Тана. С началом же царствования Михаила Палеолога, наоборот, генуэзцы чувствуют себя в Черном море – как дома. Их шкиперы приобретают настолько широкий опыт, что мореходство не останавливается даже зимой, в период самых сильных бурь. В конце концов, генуэзцы вытесняют греков с большими убытками для последних. Кончилось тем, что предметы первой необходимости уже в Константинополь привозились не греками, а большей частью из Черного моря доставляли зерновые и соленую рыбу генуэзские суда.
Говоря о конкуренции, стоит так же вспомнить о пизанцах, которые так же получили доступ к Черному морю, но прочно закрепиться так и не смогли. Единственным соперниками для Генуи, способные противопоставить силы, были венецианцы, что они и не преминули выполнить. Как только был снят запрет для венецианцов на вхождение в Черное море, они тут же восстановили свои поселения прежде в Солдайе, а после – по всему крымскому побережью. Естественно, что Венеция не могла спокойной смотреть на быстрый успех молодой Кафы и на чувствительную конкуренцию, которую составляла эта колония торговле. Всё это вылилось в военное противостояние в 1296 году, когда венецианский адмирал Джовани Соранцо вторгнулся в море во главе флота из двадцати шести галей и закончил свой поход захватом Кафы. Спустя какое-то время генуэзцы вернулись в Кафу, но через небольшой промежуток времени город снова был разорен. На это раз на город напал татарский хан Тохтай (1291 – 1313 гг.). Причиной нападения послужило похищение генуэзцами и другими западными купцами татарских детей с последующей продажей последних в рабство. Татарское войско под предводительством ханского сына и состоявшее из ста тысяч человек подошло к Кафе и начало осаду. Защита состояла из трёх сотен генуэзцев и трех сотен грек, которые выдержали осаду на протяжении восьми месяцев. Наконец, увидев, что дальнейшее сопротивление невозможно, защитники подожгли город и спаслись на своих судах (20 мая 1308 года).
Генуя не замедлила позаботиться о восстановлении своей колонии. Сразу после смерти хана Тохтая к его наследнику хану Узбеку были направлены два посла с поручением ходатайствовать у хана разрешение на восстановление домов и укреплений. Воскрешение Кафы для республики было делом чести и они принялись за работы сразу же, как только получили разрешение. Для того, что бы обезопасить для генуэзцев торговлю на всем Черном море, республике понадобилось не просто восстановить дома, но и построить новые, более мощные укрепления. Для постройки этих сооружений требовались деньги, по этому на всех судовладельцев и шкиперов, которые посещали Черное море, была возложена обязанность в обязательном порядке прежде всего заходить в порт Кафы минимум на сутки с уплатой суммы сбора, соответствующей весу нагруженных товаров и состоянию купцов. Так же было запрещено прибывать продолжительное время на соседних рынках, оставаться более трёх суток в Солдайе (Судаке), зимовать в Тане или приобретать в этих портах жилье. Так же было велено считать Кафу – первым рынком. Так же было запрещено продавать или покупать что либо в Солдайе, загружать или выгружать товары в одной из береговых местностей между Солдайей и Кафой (на тот момент существовали порты как минимум в бухте Провато и, предположительно, в районе плато Тепсень). Штрафы, взыскиваемые за эти нарушения, должны были поступать в «строительную кассу». Для того, что бы скорее покрыть незанятые ещё участки, было постановлено обязать всякого, приобретающего земельный участок в Кафе, построить себе на этом участке дом не больше, чем за восемнадцать месяцев.
В 1316 году кафинский консул получил приказ уступить в наймы армянам, грекам и другим не генуэзского происхождения христианам местность, расположенную вне защитных стен. Так, на пример, образовалась армянская крепость «Айоц Берд».
С созданием этой, хотя еще и ненадежной, крепости Каффа официально получила статус города, дарованный ей папой римским Иоанном XXII в 1322 г.
Торговые связи колонии с Востоком не отличались постоянством. Они особо пострадали в результате затяжной борьбы за престол Золотой Орды, развернувшейся после смерти хана Джанибека (1357 г.). В пору упомянутых смут реальную власть в ней получил эмир Мамай. Генуэзцы, справедливо опасавшиеся анархии в местах прохождения караванных торговых маршрутов, поначалу поддержали Мамая. В 1380 г. они даже приняли участие на стороне татар в битве на Куликовом поле. Потерпев поражение в Куликовской битве, а впоследствии еще и в схватке с золотоордынским ханом Тохтамышем, Мамай бежал в свои крымские владения и был убит в Кафе, как сообщают источники, "из желания горожан овладеть его сокровищами". Кафа вскоре заключила с Тохтамышем ряд договоров, в соответствии с которыми за ней закреплялся почти весь Южный берег Крыма.
Очередная полоса экономических затруднений в жизни Каффы обозначилась с появлением на исторической арене среднеазиатского правителя Тимура, которому удалось в начале XV в. нанести серию тяжелых ударов по Золотой Орде. В результате этих столкновений и в силу ряда других причин последняя распалась к середине столетия на несколько самостоятельных государств. Крымское ханство получило независимость при Хаджи-Герае, утвердившемся на престоле в 1428 г. После захвата князем Алексеем генуэзской крепости Чембало, Генуя весной 1434 г. снарядила в помощь Кафе военную экспедицию из двадцати галер под командованием полководца Карло Ломеллино. Добившись локальных успехов в военных действия меллино предпринял в июне того же года попытку захвата Солхата. Однако попытка провалилась и оставшиеся наёмники отправились назад, в Геную. Несомненно, такая неудача генуэзской экспедиции в Крыму под стенами сильнейшей крепости, центра генуэзской торговли на Черном море и источнике безмерных доходов Республики, произвела на её правительство и население Генуи удручающее впечатление3. Данные настроения выразились в заметном и лишь возраставшем со временем оттоке горожан, в особенности - генуэзских граждан. Генуя пыталась, насколько возможно, препятствовать этому процессу. Устав Кафы 1449 г. не разрешал вывозить из города без специального позволения "господских слуг" и запрещал продавать ее жителей в рабство. За поимку раба, бежавшего из Кафы, полагалась большая денежная награда. В то же время невольники из других мест - если только они бежали в Кафу не из Солхата - объявлялись свободными. Однако эффективность данных мер была незначительной, и уже к концу 1453 г. Кафа оставляла у некоторых современников впечатление беззащитного, пустынного и даже вымершего города.
Вместе с тем, в этот же период времени в Кафе появляется кораблестроительное деле, о чем свидетельствует Устав 1449 г., где присутствуют специальные требования к правилам постройки судов. Определенное указание на возможное место нахождения подобных судостроительных подразделений содержится в самом названии уже описанной нами башни восточного фланга наружного кольца приморских укреплений - Доковая. Помимо нее, в генуэзских документах упоминается и другой объект, имеющий связь с той же сферой деятельности Кафы, - Ворота дока. Вероятно, именно эти ворота изображены на одной из гравюр начала XIX в. в виде широкого арочного проема в куртине морского фасада внешней крепости, примыкавшей на линии уреза к башне Джустиниани - угловому оборонительному сооружению цитадели. Археологическими исследованиями Е. Айбабиной начала 1990-х гг. установлено, что данный проем открывал вход в рукотворный канал с облицованными камнем бортами, который подходил по своим параметрам для спуска на воду кораблей, сопоставимых по классу со средней галерой. В боковых пилонах ворот имелись стрелковые позиции со щелевидными бойницами, обращенными как к морскому фронту, так и внутрь канала. С целью обустройства канала строители дока сняли часть склона Карантинного холма и отсыпали полученную массу грунта в море по сторонам намеченного по его глади водного русла. В результате здесь образовалась обширная площадка, представлявшая собой отчасти ровное дно искусственного котлована и частично отвоеванная у моря. Она была обведена по периметру каменной оградой, один из участков которой сохраняется до сих пор на ее стыке со стенами цитадели возле остатков основания Безымянной башни, а другой - как уступчатая подпорная стена склона холма.
Развитие внутренней торговли и местных ремесел активизировало денежное обращение, что привело, в конечном счете, к выпуску собственной монеты Каффы. С конца XIV в. ее основной денежной единицей стал серебряный аспр с изображением Генуи и латинской надписью на лицевой стороне, а также тамгой Золотой Орды и арабской надписью - на оборотной. После середины XV в. оттиск герба Генуи был заменен изображением св. Георгия, а тамга Орды - тамгой крымских Гераев.
Еще в канун своего настоящего расцвета Кафа представлялась современниками как большой город и известная гавань мира, в которой можно было увидеть сразу до 200 судов. К середине XIV ст. эти впечатления усиливались самим видом цитадели, занимавшей доминирующее положение на фоне всего урбанистического пейзажа.
Страницы: 1 2 Следующая страница
9 марта 2010
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании