Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым / Статьи / История Иезуитского ордена в Крыму

История Иезуитского ордена в Крыму

Автор: Cyrill Novgorodcev

Говоря о Крыме как о «перекрестке цивилизаций» и «тигле культур», в качестве одной из основных его отличительных характеристик называют поликонфессиональность здешнего населения. Этот небольшой рассказ включает в себя короткую историю Иезуитского ордена в Крыму, который просуществовал здесь всего 30 лет, начиная с момента образования в 1706 году и заканчивая походом Миниха в 1736 году на Крым, в результате которого Орден прекратил свою деятельность.

Появление Ордена в Крыму
Неудачи в развитии миссионерской деятельности
Конец Ордена


==Появление Ордена в Крыму==

Иезуисткий орден1 обязан своим появлением в Бахчисарае, в 1704 году, французскому посланнику при Оттоманской порте, маркизу Фериали, который ходатайствовал перед Крымским Ханом Гази-Гиреем, и при поддержке доктора Феррани, который имел сильное влияние на Крымского Хана и его двор.

Медная печать ордена Иезуитов | История Иезуитского ордена в Крыму

Время появления ордена приходится на период господства в Крыму Оттоманской порты, которая была известна своей нетерпимостью к христианству. К тому времени уже и католическая Каффа и православная Готия были завоеваны. Многие католики бежали от турок в Европу, часть нашла прибежище у веротерпимого крымского хана, а часть вывезена турками на поселение в Стамбул. Существовала проблема недостатка храмов и священников, поэтому появление Ордена стало поистине подарком судьбы для местных верующих.

Иезуит о. Бан, прибывший из Константинополя и его викарий о. Курбилион в 1706 году стали основателями монастыря Иезуитской коллегии в Крыму. Они выстроили небольшую церковь в Бахчисарае, ради разрешения на которую потребовалось поднести Хану большие подарки. Однако, сам по себе круг распространения ими католичества был не большим и ограничивался, кроме самого Бахчисарая, несколькими городами: Старым Крымом, Карасу-Базаром (ныне Белогорск) и Кезлевом (ныне Евпатория). Да и в этих городах иезуиты обращали в католичество не мусульман и евреев, а христиан. Армян – пользуясь необразованностью их епископа, да лютеран, которые поступали в их паству по личным расчетам (вследствие значения ордена для Крымского правительства). При этом стоит также заметить, что православные греки прозелитизму Иезуитов были недоступны.

Кроме стремления добиться выгодных условий для духовного быта Иезуиты также старались добиться и политического значения. Так, в 1713 году о. Бан, который руководил Крымской пропагандой, для усиления уважения и неприкосновенности своему ордену, просил через французского посланника в Константинополе повысить себя до звания консула. В официальных донесениях посланнику о. Бан, для увеличения своего прихода даже предлагал выкупать пленных детей, а при коллегии иметь доктором Иезуита, который бы при обязанностях медика занимался также и миссионерской деятельностью.


==Неудачи в развитии миссионерской деятельности==

Точно не известно, в каком именно месте Бахчисарая Иезуиты имели свою церковь и при миссии была создана прекрасная библиотека с ценными рукописями. Митрополит римско-католических церквей в России Станислав Сестренцевич-Богуш рассказывает только то, что она недолго существовала. Причиной тому послужило то, что о. Бан, опираясь на свое консульское звание, дерзнул надстроить над домом другое жилье, увеличил церковь и даже повесил колокол, чего мусульмане в своих владениях христианам не позволяли. По распоряжению Селим-Гирей и без того не жаловавший христиан, велел разрушить и церковь и жилье, а виновных арестовать и заковать в оковы. После такого погрома влияние Иезуитов в Крыму значительно ослабло. Однако, не смотря на это они ещё держались в Бахчисарае, о чем можно судить из письма одного миссионера к французскому министру иностранных дел, маркизу де Торси, которое было написано в 1713 году.

В Кафе (ныне Феодосии) Иезуиты также старались добиться разрешения на строительство церкви. Они пытались добиться этого заручившись поддержкой от короля Польского2 и им даже удалось убедить Хана, но в последствии, оскорбленный тем, что иезуиты обратились прежде в Оттоманскую порту, а не к нему, Хан дал тайное распоряжение о том, чтобы в строительстве церкви было отказано.


==Конец Ордена==

Опустошение Крыма фельдмаршалом Минихом в 1736 году, разорение Бахчисарая, где коллегиум Иезуитов с библиотекой, содержавшей множество редких рукописей, сгорели, положил конец пребыванию Иезуитского ордена в Крыму и в 1740 году эта миссия была ликвидирована по приказу хана. Осталась лишь медная печать, которая в 1852 году была передана в дар Одесскому Обществу Истории и Древностей.

В последствии, оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.




1. Иезуитский орден — орден Римско-католической церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения папе римскому;

2. Известно, что Польша являлась союзником для Крымского ханства, поэтому, заручившись их поддержкой Орден мог рассчитывать на благосклонность Хана.

6 января 2010

Категории: Бахчисарай, иезуиты, католицизм

Комментировать |

Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании
Последнее обновление: 9 января 2010

2008—2017 © Qrim.ru: Республика Крым
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов