Автор: Cyrill Novgorodcev
Разглядывая туристическую карту Крым можно найти туристическую стоянку «Лесная глушь». Именно там, в лесной глуши сохранились развалины средневекового армянского монастыря Св. Георга о которых и будет этот рассказ.
Краткая история
История исследования памятника
Предназначение построек
Современное состояние монастыря
Как добраться

Первые упоминания о этом монастыре можно увидеть в сборнике Кеппена, который говорит о том, что в четырех верстах от Сурб-Хача находятся развалины более древнего монастыря. Если учесть, что начало строительства церкви Сурб-Ншан (монастыря Сурб-Хач) пришлось на 1358 год, то монастырь Св. Георгра можно датировать XIII-XIV вв. Интересно то, что армяне в округе Сулхата (Старого Крыма) появились примерно в 1340 году, с учетом этого получается, что монастырь образовывали выходцы из других мест. Если учесть, что среди останков были обнаружены фрагменты камней с так называемой «сельджукской» плетенкой (о этом будет сказать подробнее чуть дальше по тексту), то можно предположить, что это могли быть выходцы из Судака, который в XIII в. был захвачен турками-сельджуками, а чуть позднее - разорен монголами.
Известно так же, что в 1368 году в монастыре действовало духовно-просветительное учреждение, о котором сообщают памятные записи:
Дальнейшая судьба монастыря не известна, т.к. работы по изучению этого памятника были остановлены более 20 лет назад и более, по всей видимости, не проводились. Но уже они показали, что монастырь был разрушен ещё до того, как его покинули люди. Видимо, были проделаны какие-то восстановительные работы и планировалось их продолжение ещё в те времена, но по каким-то причинам этого сделано не было. Сейчас же на поляне растут огромные буки, который лишний раз подтверждают то, что памятник уже давно лежит в руинах.
==История исследования памятника==
Первые разведочные работы были начаты небольшим отрядом экспедиции Крымского отдела Института археологии АН УССР в 1973 г. Весь комплекс занимал площадь более 600 м.кв., на которой находились два смежных помещения, самых значительных по размерам и занимавших почти половину застроенной площади.

Одно из помещений, как оказалось, принадлежало крестовокупольному трехабсидному храму, внутренние размеры которого (8,4X8,6 м.) превосходят параметры сурбхачского. Центральная абсида с внешней ее стороны, выступающей за восточную стену ограды, - пятигранная, облицованная тесаными известняковыми блоками. С юго-запада к храму примыкал открытый внутренний дворик. Соединяющий их дверной проем (ширина его 1,5 м) заложен был камнем на растворе. В кладке всех стен использовался песчаник; исключение составляют облицованные известняком абсиды, известняковая кладка вперевязь на внешних углах здания и резные архитектурные детали. Любопытно, что детали эти найдены и в закладке дверного проема. Надо полагать, упразднен этот вход лишь после полного или частичного разрушения храма, причина которого неясна.

При расчистке каменного завала, загромоздившего дворик, на глубине 3 м. от современной дневной поверхности обнаружены две узкие ступеньки, которые вели к небольшому прямоугольному колодцу. У внешней стороны постройки залегали фрагменты гончарных труб. Вероятно, от родника шел сюда водопровод, питавший колодец. Подтверждением служат остатки таких же труб, найденные возле самого родника.
Осталось непонятным назначение известнякового камня, найденного над колодцем. Он имеет форму прямоугольника (60X60X25 см.) с восьмигранной - почти квадратной, но скошенной на углах - выемкой, конически сужающейся к сквозному отверстию. Небольшие вертикальные отверстия по углам могли служить для укрепления этой плиты, а сама плита, быть может, предохраняла колодец от загрязнения.

Привлекательны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные в каменном завале: куски изящных резных карнизов, затейливо профилированные наличники оконных арок, каменное подобие черепицы (калиптеры и солены). В числе находок - примитивный "крестовый камень" (хачкар), вывалившийся из стен храма.

В сентябре 1976 г. археологи обнаружили целый штабель резных камней в западном углу храма, бережно уложенных кем-то орнаментированной стороной книзу. Интересно резное украшение с так называемой "сельджукской" плетенкой и другие подобные камни. Армяномалоазийский стиль их резьбы позволяет говорить о времени не позднее XIII-XIV вв.

В связи с датировкой памятника стоит заметить, что выступающие на поверхность остатки помещений относятся, по-видимому, к его последнему строительному периоду: в их кладке попадаются вторично использованные камни покрытия и другие известняковые детали. Правда, не во всех случаях можно утверждать, что они происходят из рядом стоявшего храма. Зато ясно другое: мелкие жилые и хозяйственные постройки пережили его.
О том, что затерявшиеся в лесу развалины - по всей вероятности, укрепленный монастырь, можно догадываться по планировке его построек. Значительную часть площади занимало главное здание комплекса - роскошный и просторный храм с большим гавитом или парадным двором. С южной стороны к нему примыкали прямоугольная башня и второй - внешний - двор с мелкими хозяйственными постройками. В такой планировке есть нечто общее с Сурб-Хачем.
Возникают и некоторые "недоуменные" вопросы. К примеру, наличие проходных помещений плохо вяжется с общепринятым представлением о монашеских кельях. Не дормитории ли это - общие спальни казарменного типа? Такие помещения для солдат характерны для резиденций светских феодалов любого ранга. Если проходные помещения действительно дормитории, то напрашивается другой вопрос: могло ли это иметь место в монастыре XIV- XV вв.?
В северном углу разрушенного храма, где стены и одна из малых абсид менее пострадали, возникает какая-то временная постройка. На ее существование указывают примитивные кладки поверх остатков старых монументальных стен и скопление в верхнем слое завала обломков черепицы-"татарки". В этом месте найден обломок карниза с неумело процарапанным крестом и непонятными пока знаками в столь же коряво вырезанной рамке. Возможно, подправленная кое-как и подштукатуренная абсида стала импровизированной временной церковью, и в ней перед каким-нибудь самодельным алтарем продолжалось богослужение.
Каменную ограду, вероятно, не раз ремонтировали. К сильно измененному (неясно, по какой причине) направлению ее юго-восточной части приспосабливалась планировка небольших пристроек. Кто знает, может быть именно здесь и обитал загадочный князь из Газарата?
==Современное состояние монастыря==

К сожалению, сейчас монастырь или точнее, что от него осталось, находится в плачевном состоянии. Если фундамент храма все еще проступает среди бурьяна и опавших листьев, то от остальных построек, которые были обнаружены археологами, не осталось и следа. Одни только камни лежат аккуратно уложенными штабелями, да одинокий хачкар лежит на полу внутри храма. Так же кто-то неизвестный (мне) установил на территории железный крест с непонятно какой целью.

Так или иначе, но монастырь до сих пор посещается как туристами, так и местными жителями. Когда нам удалось там побывать, а это как раз был Вардавар (национальный армянский праздник), его посещали даже после захода солнца, не смотря на то, что к нему надо идти не меньше трех километров по лесу!

Как уже говорил выше, монастырь находится рядом с туристической стоянкой «Лесная глушь». Примерно, в трех километрах от монастыря Сурб-Хач, к которому сейчас подвели асфальтированную дорогу. Сама стоянка расположена на восточном склоне горы Лысая и на её территории есть источник, который может послужить хорошим ориентиром. Хотя, если идти с стороны Сурб-Хача, то достаточно внимательно смотреть за метками, которые будут сопровождать Вас всю дорогу до самой стоянки.
1. Скрипторий - мастерская письма при монастыре, где переписывались для церкви и светской знати книги.
23 декабря 2009
Категории: армянская культура, монастыри, христианство
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании