Автор: Cyrill Novgorodcev
Однажды, путешествуя из Судака в сторону Солнечной долины на велосипедах, стал свидетелем какой-то ролевой игры, которая проходила на холмах, в урочище Копсель (не далеко от м. Алчак). Не думаю, что они знали о событиях, которые происходили в этой же местности примерно 800 лет назад. А именно, о нападении на Судак турок-сельджуков под руководством Хусам-ад-дин Чупана ориентировочно в 1222 - 1223 гг.
Предпосылки и последствия
Обнаружение сельджуков
Разгром кипчаков и мирный договор с русским князем
Захват крепости
Сдача города
Поводом для этого послужили многочисленные жалобы от купцов на разорения их судов и даже пленение некоторых из них в Русском море (так тогда называли Черное море). К тому времени турки овладели Синопом и Трапезундом, приобрели флот, достаточный для такой серьезной экспедиции, как поход к берегам Крыма. Серьезной хотя бы по тому, что необходимо было доставить не только войска, но и лошадей, без которых сражаться с кипчакской и русской конницей было практически невозможно.
Однако, сам факт захвата Судака большого политического значения не имел. Фактическим результатом было то, что нападения прекратились вплоть до момента «татарской смуты» (битвы под Калкой и нашествия на Крым татаро-монгол), не считая откупа (бадж1 и харадж2), конечно. Также, христианские церкви были переоборудованы в мечети и, вероятно, была построена новая мечеть, которая сохранилась до сих пор, не смотря на то, что много раз перестраивалась (по крайней мере, этот вопрос до сих пор является темой для обсуждения). Это был последний крупный эпизод при политической власти половцев, так как после 1237 года прочно и надолго установилась власть татаро-монгол, которые, в прочем, не изменили характер торговой жизни половецких степей, а со временем торговля даже достигла своего рассвета (в XIV в.). Но, вернемся к самому походу.

Фактически, события эти проходили в два этапа. После сборов турецкие корабли отправились к Хазарии3 и были замечены у берегов Судака. Из города был немедленно отправлен посол с следующими словами:
и одновременно с этим был отправлен гонец в степи к кипчацкому хану, который отправил гонца и к русскому князю, как только турецкий флот пристал к берегу. В итоге, кипчаков и русских собралось порядка 10 тыс. человек, которые ожидали ответа от сугдейского посла.
==Разгром кипчаков и мирный договор с русским князем==
В это время посол попытался убедить турок вернуться назад, обещая то, что жители Судака исправят все ошибки и предлагая 50 тыс. динаров в качестве «сбора на подковку лошадей». Но Хусам-ад-дин возмутился речи и отказавшись добавил, что «с непокорными он поступит сурово, а подчинившихся – наградит». Таким образом, посол вернулся ни с чем, а тем временем турецкое войско высадилось на берег и выгрузило снаряжение. Под утро турки обнаружили отряды вражеского войска и атаковали их, пока не подоспело подкрепление с стороны русского князя и из Саксина4. Бои длились в течении двух суток и закончились поражение кипчаков, которые бежали с места боя.

Узнав о поражении кипчаков (на стороне которых сражались и русские войска), князь отправил к Хусам-ад-дину посла с следующей речью:
Встретив посла, приняв подарки и раздав их своему войску, Хусам-ад-дин выслушал его только на следующий день, после еще три дня держал посла и только на четвертый приказал привести русского посла, выразил ему в вежливых выражениях удовлетворение по поводу высказанной русским князем дружбы, одарил его подарками, великолепным халатом и шитой золотом султанской шапкой, вручил ему грамоту, составленную в дружеских выражениях и отправил домой.

Теперь туркам предстоял захват самого города. Спустя неделю они прибыли под крепостные стены города, который узнав о поражении кипчаков уже подготовился к обороне. Рано утром началось сражение, с ожесточением бились с обеих сторон. На другой день сражение возобновилось с новой силой. Осажденным городом были введены в бой пехота и конница; сражались нефтью, черхами5, стрелами и камнями. Хусам-ад-дин, согласно военному обычаю мусульман, завлек мнимым поражением войска противника вдаль от города, а потом решительным натиском погнал их к городу и разбил. После чего город сдался на милость победителям. Были отправлены несколько послов для переговоров:
На утро Хусам-ад-дин приказал войску принять парадный вид, сам же, окруженный вождями, сел впереди ставки. Из города к нему потянулись побежденные и назначенную добычу сдали. Потом он приказал снарядить остроносое судно и отправил на нем пятую часть отборной добычи с посланием к султану. Когда посланцы прибыли ко двору султана, то радостную весть о завоевании г. Сугдака, о гибели кипчацкого войска и о мире с русским князем ему сообщили. Султан на радостях приказал освободить из темницы заключенных, а того купца, который перед его судом просил о помощи, отправил с вестниками и письмом к главе амиров. В письме он высказал благодарность, как главе амиров, так и войску. Были посланы также халаты Хусам-ад-дин-амир Чупану и вождям. Кроме того султан разрешил простить жителей Сугдака в их преступлениях и винах, однако с условием, чтобы вместо икон и колоколов, там были михраб6, минбар7 и шариат8. Отнятое у купцов они должны возвратить.
Когда эти важные вести дошли до главы амиров, то он велел опубликовать султанский приказ и отдал распоряжение войску готовиться к возвращению. Войска приняли парадный вид. Был приготовлен богато отделанный минбар, глава амиров возложил на голову священный коран, положенный на золотое блюдо, в руку взял султанский штандарт. Так с торжественностью вошли в город. На высоком месте города муэззин9 произнес призыв к молитве; разбили христианский колокол и меньше чем в две недели выстроили прекрасную соборную мечеть. Установили в городе должности муэззина, хатиба10 и кади11. Из числа наиболее именитых граждан взяли в залог несколько юношей, и одного из вождей с отрядом воинов в городе оставили. Когда суда для отплытия были готовы, отправились к границам своей страны.
В последствии, в награду за успехи, одержанные в походе, Хусамеддин Чобану12 были переданы территории Кастамону, на месте которого был основан бейлик13.
1. Бадж – этим словом обозначали пошлину или таможенные сборы с провозимых товаров;
3. Хазария или хазарский коганат – это средневековое государство, в состав которого входил и восточный Крым. Хотя, к тому времени, когда была совершена экспедиция, хазары были сметены очередной волной половцев;
4. Саксин — упоминаемый арабскими географами 10—14 вв. большой торговый город, находившийся в устье р. Волги (точное местоположение неизвестно). Одни учёные полагают, что это тот же город, который раньше в древних источниках назывался Итиль, другие локализуют его на месте Сарая-Бату или Сарая-Берке;
5. Черх – особого рода катапульта в виде крупного самострела, из которого пускали большие металлические стрелы и металлические сосуды или трубки, наполненные горючими составами;
6. Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы;
7. Минбар — кафедра или трибуна в мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена справа;
8. Шариат — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права;
9. Муэдзин — служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву;
10. Хатиб — название духовного должностного лица, обязанность которого руководить праздничным пятничным богослужением, читать молитвы и с кафедры произносить предшествующие молитве речи;
11. Кади — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны;
12. Хусамеддин Чобан или Хусам-ад-дин Чупана - варианты написания (произношения?) одного и того же имени;
13. Бейлик - средневековое турецкое княжество.
11 декабря 2009
Категории: ислам, события, Судак, христианство
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании
Последнее обновление: 18 декабря 2009