Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым / Статьи / с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Автор: Cyrill Novgorodcev

Мало кто из гостей полуострова, да и местных жителей, бывал в районе г. Бор-Кая. Одной из гор Главной гряды, которая проходит вдалеке от основных туристических маршрутов. Однако, наши предки не обошли стороной эти места, в подтверждение чего предлагаю небольшую историю села Курское.

Первые поселения
Армянское поселение
Образование болгарской колонии
Природа
Как добраться до Курского


==Первые поселения==

Бор-Кая | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Название селения Кишлав восходит к слову «Кишлы» (тат.), которое означает хутор с загонами и сараями, т.е. зимнее стойбище для овец с удобным выгоном. До образования болгарской колонии на этом месте находилось татарское поселение с одноименным названием. Видимо, после присоединения Крыма к России оно пришло в запустение. Но, татары не были первыми, кто поселился в этой удобной и живописной долине.  Правда, изначально люди селились ближе к горе Бор-Кая и у её подножья и только со временем переместились в долину. По всей вероятности, причиной тому служил разные обстоятельства. Так, на пример, первые следы пребывания в округе Кишлав (далее Курского) отмечены предположительно периодом с III в. д. н. э. по III в. н. э.  Это был укрепленный пункт, который располагался на вершине горы Бор-Кая, имеющей с юга – северо-запада высокие обрывы. Сам укрепленный пункт был отгорожен от селища оборонительной стеной, а на территории селища были найдены фрагменты амфор. Внизу, по левому берегу реки, проходила дорога, связывающая предгорья с побережьем в районе Судака и имелась визуальная связь с укреплением на горе Яман-Таш (юго-западнее, 6.5 км). Так же, под обрывом, на левом берегу реки Индол был найден могильник.



==Армянское поселение==

Церковь в скале | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

В последствии, в средние века, у подножья Бор-Кая образовывается предположительно армянское поселение, следы которого остались в том числе и в виде церкви, вытесанной в одном из скальных оттроженцев. Епископ Гавриил в своей статье, опубликованной в «Записках Одесского общества» в 1844г. описал церковь следующим образом:

«Против Болгарской колонии Кишлавы, на запад, у подошвы высокой горы, называемой Буркое, в одном из обрушившихся с вершины ея огромнейших камней, находится высеченная руками человеческими пещера вышиною 1 саж. 1. 3 /4 арш., шириной 2саж. 1. 1 1/2 арш. и длиною 5 сажень. Посредине ея лежит дикий, обсеченный наподобие жертвенника камень, без надписей. Вход в пещеру с запада. Вблизи протекает извилистый ручей, который орашает плодоносную долину, с юга и севера заключеную горами. Не подалеку лес наполненый плодоносными деревьями»

О. Н. Бадер уже в 1940 г. писал о памятнике следующее:

«В 16 км от Старого Крыма обследована пещерная церковь горы Бор-Кая. Снят план пещеры, сделан ее разрез. На полу найдены 2 фрагмента толстостенной глиняной посуды. В шурфе, заложенном у северо-восточного входа, были обнаружены угли и зуб свиньи»
Современные кресты рядом с церковью | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Предположительно, церковь относят к VIII—IХ вв., сейчас же на тех скалах установлены деревянные поклонные кресты, а внутри — иконы Христа Спасителя и Богородицы.  В целом, современное описание, составленное на в конце 90-х, начале 2000-х гг. выглядит следующим образом:

«С внешней стороны следы подтески имеет только западная стена скалы, в ней устроен дверной проем, оформленный сверху тимпаном и пазы предназначенные для вставки балок кровельной конструкции примыкавшего к церкви с запада притвора. На верхней плоскости скалы сохранились вырубленные в камне водоотводные желоба. Вблизи церкви на отдельно стоящих скалах также сохранились следы подрубок, но их функциональное назначение в силу плохой сохранности и частичной задернованости, неясно.
Интерьер церкви прост, с запада от входа на 4 м протянулся подтесанный в монолите свод неправильной треугольной формы, переходящий в природную залу (рис. 12). В ней в восточной части сохранились алтарный (?) камень и вырубленные в северной стене ниши. Внутренние размеры храма: длина по длинной оси памятника с запада на восток, от входа до престольного (?) камня - 10 м, ширина по поперечной оси с севера на юг колеблется от 220 до 500 см., высота в западной части церкви достигает 240 см.»

Так же, на территории сада, расположенного на пойменной террасе реки Индол, на большой площади находят как античную, так и средневековую керамику, что указывает на то, что в этом месте находилось поселение. Да и то, что в округе лес был наполнен плодоносными деревьями – лишнее тому подтверждение. Кто знает, может там были чаиры?

Вид на долину | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Вспоминая высказывания современников завоевания Крыма турками в 1475 году и последующий закат армянской культуры (о чем уже упоминал в заметке о Кизилташе), можно предположить, что такое небольшое армянское поселение было либо разорено, либо просто заброшено. После чего, там поселились татары, а после присоединения Крыма к России и они покинули эти места, а спустя какое-то время там обосновались болгары.


==Образование болгарской колонии==

Если история прежних жителей этого места туманна, то вот история заселения болгарами более-менее освещена.  Известно, что Кишлав, как болгарская колония образовалось в 1828 году. Болгары-переселенцы купили эти земли за четыре тысячи рублей. Со временем, после того, как из колонии выделился целый ряд дочерних поселений (Чая или ныне Желябовка, Марфовка, Кабурчак или ныне Мичуринское, Калпак или ныне Хлебное), было учреждено волосное правление. Согласно «Статистическому справочнику Таврической губернии» (1915 г.), в Феодосийском уезде значилась Кишлавская волость, включающая селение Кишлав и деревни Калпак и Османчик (Холодовка).  Причиной переселения болгар в Россию было отсутствие свободы вероисповедания на родине. Поэтому, как только возникало новое поселение, в нем возводили церковь. В Кишлаве сначала построили деревянный храм, который освятили во имя святого благоверного князя Александра. Затем на казенные деньги в селе была построена каменная церковь и освящена в честь Вознесения Господня. До 1877 года церковь неоднократно реконструировалась и повторно освящалась. В Ведомостях и формулярах о Таврических церквах с 1865 по 1917 гг. есть описание Кишлавского храма Вознесения:

«Церковь имела крестообразную форму, купол опирался на четыре небольшие колонны, над которыми перекинуты арки. Главный алтарь имел длину три сажени, круглую форму…»

с. Курское (быв. Кишлав) | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Так же сохранился маршрут большого крестного хода и сопровождавшая его церемония, который проходил и через Кишлав: 

«Торжественное перенесение иконы Богородицы в Феодосию совершалось по утвержденному местным архипастырем церковному церемониалу. Утром 12 октября в монастырской церкви св. Параскевы совершалась Божественная литургия и молебен, после чего шествие иконы под колокольный звон, пение пасхального канона и стихир Пасхи двигалось к селу Кишлав. У входа в Кишлав икону встречали с колокольным звоном, иконами и хоругвями, и вносили в местную церковь. Здесь совершалось всенощное бдение в честь Казанской иконы Богоматери, с чтением акафиста. Наутро совершалась Литургия с молебном, после чего крестный ход двигался далее. Маршрут хода был таков: из Кишлава в село Салы, далее – Старый Крым – Изюмовка – Насыпкой. Во всех этих местах икону встречали, совершали пред ней Богослужение, и провожали так же, как в Кишлаве. 16 октября икона прибывала в Феодосию, на Казанское подворье Топловского монастыря. Утром 17 октября, под колокольный звон всех храмов Феодосии, икону переносили по Казанской улице в Александро-Невский собор. Навстречу ей из собора выходил крестный ход с хоругвями и Знаменской иконой Богоматери – покровительницы Феодосии, спасшей город  января 1878 г., когда турецкий броненосец начал бомбардировку. Оба хода и обе святыни встречались у городского фонтана, и вместе шествовали в собор, где совершалась Божественная литургия и положенный на 17 октября молебен. После обедни икона переносилась обратно на монастырское подворье и оставалась там до 26 октября включительно. В этот же день выступали с иконою в обратный путь»

К сожалению, церковь была закрыта и уничтожена в 1934 году.

Родом из Кишлава была болгарка Константина, которая будучи отшельницей, прежде перебралась в Кизилташ, а после – переселилась на склоны гору Тау-Баши, не далеко откуда, в последствии, ею был основана Топловская женская обитель.


==Природа==

Бор-Кая | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Но, не только историей интересны эти места. На северной окраине села находится долина прорыва реки через Предгорную гряду, своеобразный каньон Индола, расположенный между невысокими лесистыми горами Кызылташ  (431 м.) – на западе и Бор-Кая (361 м.) – на востоке. Это памятник природы, иллюстрирующий работу текучих вод и формирование куэстово1-долинного рельефа.

Бор-Кая (с тюркского "меловая скала", а местные жители называют её Белой горой) своим названием обязана нуммулитам - морским простейшим животным палеогеновой эпохи, начавшейся 67 миллионов лет назад. Диаметр раковин колеблется от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Они напоминают монетку и в переводе с греческого "нуммулюс" так и звучат - "монета". Они тут появились в начале кайнозойской эры, а в середине палеогена оккупировали неглубокие тёплые моря.

Одна из пещер Бор-Кая | с. Курское (быв. Кишлав) и Бор-Кая

Пещер, годных для житья или ведения хозяйства в древности, на Бор-Кае нет. Под скалой находится Глухая пещера (на белом фоне четко выделяется вход, заложенный камнями). Дальше по склону виден вход в самую большую пещеру Бор-Кая, которая знаменита эта пещера своей акустикой.

Прямо над дорогой высится Ак-Таш (Белый камень). Следующая огромная красноватая скала напоминает гигантскую черепаху, откуда она и получила своё название - Черепаха. За ней - небольшой перевал, который пересекает Заячья тропа, ведущая на северный склон. Отсюда можно забраться на вершину хребта. За перевалом возвышается самая высокая скала этих мест - Бор-Кая (362 м). Горный хребет тянется дальше на восток и заканчивается горой Османчик (296 м).


== Как добраться до Курского ==

Курское находится несколько севернее трассы Симферополь-Феодосия, между с. Топлмы (или Тополевка) и Грушевкой. Прямого сообщения нет. К Бор-Кае можно попасть либо с юга, через село Курское Белогорского района, либо с севера - из села Льговского Кировского района через Долинное. Второй путь выведет прямо на вершину (через лес). Но первый - более живописен. Скальный массив и мощный косогор видят все проезжающие по шоссе из Симферополя в Судак или Феодосию слева от поворота в село Грушевку.


1.  Куэста - это возвышенность, один склон которой полог и длинен, а другой отвесно обрывается

5 декабря 2009

Категории: армянская культура, болгарская культура, татарская культура

Комментарии [9] |

Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании

2008—2017 © Qrim.ru: Республика Крым
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов