Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым / Статьи / Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Автор: Cyrill Novgorodcev

В тихом урочище Кизилташ, среди красных скал спрятался небольшой монастырь, историю которого мне бы хотелось рассказать.

Закат над Кизилташем | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Следы армян в Кизилташе
Пещера «Святая»
Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь
Смутные времена
Современная история
Как добраться до Кизилташа


==Следы армян в Кизилташе==

Есть достоверные сведения о том, что в начале XIV века в Крыму активно действовал армянский монастырь Кизилташ и что в этом монастыре действовала духовная школа или семинария, в которой в числе других предметов преподавалась и духовная музыка. Известно также, что некоторое время спустя, приблизительно во второй четверти XIV века, священнослужителями этого монастыря была построена новая церковь во имя св. Богородицы, однако название святыни, действовавшей до сооружения новой церкви, пока остается неизвестным.

Так же, уже современные археологи отмечают:

«Не меньший интерес могут вызвать следы другого укрепления, тоже на подступах к Кафе, — на месте бывшего Кизилташского монастыря. Найденные там вещи — оружие, глиняная поливная посуда, бронзовый водолей художественной работы — свидетельствуют не столько о монастырском, сколько о феодальном характере памятника. Он снесен с лица земли, но есть надежда, что лопата археолога вырвет его когда-нибудь из небытия»

Записи армянских рукописей свидетельствуют о том, что еще в начале XIV века усилиями архимандритов Аветика и Петроса успешно действовали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ (близ села Щебетовка), куда учиться приезжали даже из Армении. Так, инок Вардан, впоследствии обосновавшийся в Иерусалиме, пишет, что из своего родного Баберда «в юношеском возрасте отправился в Крым, к святому вардапету Аветису Хотачараку (обучаться) у него, затем ученичествовал у настоятеля Петроса» и усвоил духовные песнопения «в монастыре, что называется Гзлташ, и стал абеха». Таким образом, Вардан сначала учился у Хотачарака, а значит, в Кимчаксом монастыре, а затем — в Гзлташском, или Кизилташском, монастыре…

То, насколько важным они считали обучение, можно судить по записи писца Степаноса, которую он сделал в 1357 году:

«...как невозможно птиц запрягать в упряжку и резать борозду, или же — волам взметнуться в воздух, так и не поработав над (изучением) сией [Грамматики], никто не сможет быть сведущим в великом искусстве письменности; и кто (все же) осмелится, (то) не сможет написать правильно, а обезобразит искусство и исказит написанное, как невежественный кухарь, то есть мясник, который не знает определения суставов и неумело снимает мясо с одной части, вместо другой, а вместо другой— со следующей и так далее»

Кизилташские скалы | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Судя по всему, еще до захвата Крыма турками монастырь пришел в запустение, так как среди 19 деревень, которые при турках были включены в Судакский кадылык, Кизилташ как таковой указан не был. Вероятно, что на тот момент там не было какого-либо значимого поселения. В целом, к началу XV века начинается постепенное угасание монастырей, причиной которому, вероятно, можно назвать переход от феодального строя к капитализму, в котором церкви отводилась формальная роль. Так или иначе, в 1449 году писец Мартирос сообщает, что книгу, содержащую сочинение Григора Татэваци, он скопировал «в горькое и недоброе время при уменьшении (числа) святых монастырей». В 1467 году тот же писец Мартирос пишет, что скопировал Четьи Минею «в горькое время, в котором уменьшились святость и праведность в людях, и убавились в стране востребованность в священных писаниях и чтение священных слов Божьих». Или же: «...написал Четьи Минею сию в память о душе моей и родителей (моих), в летосчисление Армянское 916 [в 1467 году], в отсталое время, по мнению мудрецов...»

Дальнейшая судьба армянского монастыря для меня не известна. Хотя, известно, что после изгнания турками генуэзцев, истребления, выселения и продажи в рабство подавляющего большинства армян и греков турецко-татарская администрация создала относительно терпимые условия для армянского духовенства Крыма и даже вернула ему часть его церковных зданий. В этой связи весьма важным является сообщение Мартина Броневского от 1578 года. Обращаясь к бедственному положению Кафы, он пишет:

«только две католические церкви и армянские остались целы, потому что турки издревле оставили им право иметь собственных священников для отправления богослужения»

И хотя автор не называет количество сохранившихся армянских церквей, однако ясно, что армянам была дана возможность возобновить деятельность значительной части своих прежних духовных центров в Кафе. Несмотря на это, внушительное число бывших армянских церковных зданий, как в Кафе, так и в других городах и поселениях полуострова, пустовало из-за резкого снижения численности армян. Что касается отдаленных скитов и монастырей, то после установления турецкого господства, те, за незначительными исключениями, навсегда прекратили свою деятельность.

Кеппен, посещая Крым в 1837 году, пишет следующее:

«Близ Отуз, верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги Таракташской, есть в скале Кызылташской пещера глубиною в 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной, на столе, заменяющем здесь олтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты, величиною вершков в пять, на коем изсечен лик какого-то Святого1, судя о венцу (Aureol), окружающему главу»

То есть к тому времени не остается никаких построек, которые бы стоило упоминать. Уже при постройке монастыря, который в последствии будет назван «Кизилташским Свято-Стефано-Сурожским монастырем», в середине XIX века, монахи видели там большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон. Предполагалось, что это престол. А на дне глубокого потока, омывавшего киновию с запада, тогда обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.

В общем-то, следующий виток истории и начинается с обоснование в 1856 году в Кизилташе мужского монастыря.


==Пещера «Святая»==

пещера в Кизилташе | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

В середине двадцатых годов XIX века пастух из Отуз пас стадо неподалеку от пещеры, посетив которую, случайно обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Божией Матери, которую в последствии передал греку-купцу Пластару, а тот,  в свою очередь, прибыв в Феодосию, передал ее протоиерею Иосифу. В последствии, эта икона будет установлена в Кизилташском монастыре, но это будет позже. Пока же, прослышав о чудесной находке, пещеру начинают посещать богомольцы, число которых постепенно увеличивалось. Вскоре установилась ежегодная традиция: собираться на Богослужения в день Успения Пресвятой Богородицы, и  в день памяти святителя Николая Чудотворца. Бывало так, что в день Успения Пресвятой Богородицы, по свидетельству современников, у святого источника собиралось «до 700 душ народа болгарского, греческого, татарского и русского происхождения». В 1830-х годах в этих местах поселяется болгарская девушка Константина2 из с. Кишлав (Курское) и живет в пещере в одиночестве и молитве. Ей пришлось покинуть Кизилташ, когда там была основана киновия во имя св. Стефана Сурожского.

В начале 1850 г. в Крым, привлеченные слухами о святом целебном источнике, пришли два странника – бывший крепостной крестьянин из Калужской губернии Андронник и отставной вахмистр Пантелеймон, и поселились не далеко от пещеры, устроив себе временное жилище.


==Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь==

Кизилташ | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Деятельный Андроник быстро познакомился и сблизился с местным православным населением, и, благодаря своей крестьянской практичности, устраивал сложные сделки. Он уговорил кизилташского землевладельца доктора Виноградова продать участок земли в 157 десятин4 действительному статскому советнику Кашкадамову, после чего убедил последнего переуступить эту землю в пользу будущей киновии.

В 1852 году архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннкентирую было подано прошение от именитых и состоятельных граждан Феодосии и Судака об открытии в Кизилташе киновии, которую они обещали всячески поддерживать. В последствии, благодаря личной просьбе Преосвещенного Иннокентия, надворная советница Екатерина Виноградова пожертвовала киновии три десятины земли с лесом.

Дальнейшие планы были нарушены из-за начала Крымской войны 1853—1856 гг., а затем и из-за кончины владыки3. К тому времени Андроник и Пантейлемон приступили к сооружению молитвенного дома и двух жилых помещений.

В мае 1856 года был назначен первый настоятель — иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря о. Арсений. Уже на следующий год он пишет:

«… кроме ветхого домика, имеются еще 4 землянки, покрытые черепицею, где помещалось 11 человек братий, которые были собраны Андроником, который как сам, так и другие не умеют хорошо ни читать, ни петь по церковному»

Кизилташский монастырь | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Через три года после назначения, о. Арсения перевели игуменом в Ферпонтовский монастырь на Дунае, в Бессарабскую губернию. На его место 20 августа 1858 года был назначен игумен Парфений, также из иеромонахов Балаклавского Георгиевсокого монастыря, числившийся по флоту запасным. Марков в своих очерках Крыма писал следующее:

«Парфения все знали и все помнят. Это был мужественный и деятельный хозяин Кизилташских лесов. Он из пустыни стремился сделать домовитое, всем обильное хозяйство, и уже почти достиг своей цели. Он первый, с зари до зари, работал на своих заводах и в своих плантациях. Горсть монахов помогала ему, рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии, до Парфения, была только пещера с целебным источником, да две-три плетеные мазанки. Парфений добыл все остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жег известку и кирпичи, прививал черенки в лесных грушах, разбивал виноградники, копал колодцы.

Из пещерки в скале сделался целый скит, с двумя гостиницами, с церковью, с кельями и разными службами. Лес кругом обратился в сад, в огород, в виноградник, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завелся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию в дни, освященные старыми воспоминаниями»

Парфений крайне негативно относился к человеческим порокам: лени, пьянству и воровству. Он искоренял их не только среди монастырской братии, но и среди местного населения. Некоторые из местных жителей были уличены настоятелем в обмане и махинациях с вином. Увы, но жизнь этого человека закончилась трагически. Нарастал конфликт с местным населением, котрый закончился 22 августа 1866 года убийством инока. Дело рассматривалось до декабря 1866 года, когда и было вынесено решение. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни, и были публично повешены в Феодосии. Один из обвиняемых, не принимавший непосредственного участия в убийстве – сослан.

Еще 10 сентября, еще до того, как стало известно о случившемся с игуменом, епископ, прибывший в Кизилташскую киновию, чтобы составить собственное представление, назначил нового настоятеля из братии Космодамиановского монастыря, благонравного монаха Николая. В 1870 году монах был утвержден настоятелем Кизилташской киновии, а 17 мая 1881 года был возведен в сан игумена.

После двадцатилетнего управление киновией семидесятилетний о. Николай 14 сентября 1893 года сдал ее вновь назначенному настоятелю иеромонаху Митрофану.

Однако после смерти Парфения ни игумену Николаю, ни его приемникам не удалось сформировать в монастыре дух взаимоуважения и братства. Это можно объяснить тем, что в монастыре оказалось достаточно много монахов, практически изгнанных за своенравие и неповиновение из других монастырей России или же страдавших недугами и перебравшихся в Крым на лечение. Усердием и трудолюбием не отличались многие послушники. После суда над убийцами Парфения к монастырю враждебно стала относиться некоторая часть местного населения. Помимо того, внутри монастыря начались разлады и, в конце-концов, образовались два противоборствующих лагеря. Все это привело к смене руководящего состава в начале XX в., а до тех пор…

Макет Кизилташского монастыря | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

13 мая 1890 г. игуменом Кизилташской киновии был назначен иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры о. Илия. Подобно игумену Николаю, он рачительно заботился о процветании киновии, пристроил несколько келий и флигелей, большое трехэтажно здание с подвалом. При нем было тщательно раскопан и расчищен серный источник, поставлен деревянный сруб над ним, а неподалеку от источника был устроен небольшой пруд для стока воды, где можно было купаться.

Тогда же игумен Илия обращался к владыке Мартиниану с прошением о наделении Кизилташской киновии участком земли в 300 десятин. Братия монастыря выросла до 60 человек, при такой численности увеличилось и количество разного скота, а пастбищ и сенокоса было недостаточно. Зачастую монастырский скот заходил в чужие владения и даже учинял потрву. В мировой суд поступали жалобы, над монастырем нависали штрафы. Владыка Мартиниан не счел нужным ходатайствовать об отводе земли для киновии, считая, что для её существования достаточно уже имеющихся угодий. Игумен Илия сумел расширить монастырские угодия только лишь приобретя за собственные средства 70 десятин леса.

Известно, что в 1894 году в киновии проживало 65 человек монахов и послушников. Доход киновии в 1894 году составил 18 179 рублей 79 копеек. Чистая прибыль в этом году составила 3960 рублей 53 копейки наличными. В материальном плане киновия становилась достаточно прибыльной организацией. При киновии имелась библиотека, в которой насчитывалось 114 томов литературы.

По решению епархиального руководства в начале века в монастыре был заменен руководящий состав. Настоятелем монастыря был назначен игумен Сергей, казначеем — иеродиакон Мирон. Но, они не смогли решить внутренних проблем и в марте 1906 года вместо него новым настоятелем был назначен эконом Архиерейского Дома иеромонах Аркадий. Монахи Мамонт и Максим, являвшиеся зачинщиками всех недовольств, были переведены в Инкерманский и Бахчисарайский монастыри. Однако и после их удаления мир и нравственность еще долгое время не удавалось утвердить в обители святого Стефана Сурожского. Суровые времена Первой мировой и смутные дни Гражданской войны устранили проблемы противостояния в обители.


==Смутные времена==

Первое серьезное прошествие уже в XX веке случилось в Феодосийском подворье, которое находилось среди городских дач. Постоянно проживал здесь только один человек, послушник Александр Гостинщев. 16 февраля 1907 года его и приехавшего на кануне о. Эразма обнаружили мёртвыми. Орудие убийство, топор, было обнаружено на месте преступления. Из пропавших вещей обнаружились только серебрянный крест и серебрянные часы о. Эразма. Убийц так и не нашли.

22 апреля 1920 года было совершён налет на монастырь, в результате чего монастырь был ограблен, похищены монастырские бумаги, деньги, сберегательные книжки и процентные банковские бумаги — всего на 83 135 рублей.

В течение 1921 года, после того, как проживающие в киновии монахи и послушники приняли решение организовать трудовую общину, в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме обратились 35 членов Кизилташской трудовой артели с просьбой о бесплатной передаче в их пользование для организации богослужений имущества Успенской и Серафимовской церквей, расположенных на территории монастыря. Община поручала от своего имени заключить договор с органами власти иеромонаху Макарию Константиновичу Кобецу. После посещения комиссии и ряда заседаний было принято решение на базе общины создать детскую трудовую колонию.

При создании колонии была составлена подробная опись движимого и недвижимого имущества монастыря, из которой видно, что община владела в 1921 году 227 десятинами и 971 саженями земли. Из них 5 десятин были заняты садом, 3 — виноградником, 1 десятина — огородом, 3 десятины — пахотной землей. Сенокос и постройки занимали 13 десятин. Лесные угодья — 177 десятин и 661 сажень. Непригодной для обработки земли было 25 десятин и 310 саженей.

На территории монастыря было построено 2 каменных церкви, 2 двухэтажных и 5 одноэтажных каменных домов, в которых насчитывалось 50 жилых комнат, а так же 20 хозяйственных и подсобных помещений. Общине принадлежали 7 коров, 3 вола, 3 лошади, 20 кур и 27 пчелиных ульев, а также более 500 обиходных вещей и инвентаря.

В городе Феодосии на ул. Институтской находилось подворье монастыря, состоящее из каменного одноэтажного дома длиной 11 и шириной 4 сажени. Общая площадь подворья составляла 232 кв. сажени, огражденных каменной стеной с железными въездными воротами.

Уже в 1923 году был поднят вопрос о ликвидации Кизилташского монастыря и 5 октября 1923 года Президиум КрымЦИК согласился с заключением НКВД Крыма о такой необходимости, в этом же году колокола были переданы по просьбам жителей в окрестные деревни, а уже после, в 1928 году были снесены купола церквей.


==Современная история==

Временная церковь в Кизилташе | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

29 октября 1998 года Государственный комитет Украины по делам религий зарегистрировал Устав Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского, что является началом нового трудного этапа в восстановлении этой христианской обители.

Такой перерыв обусловлен тем, что после войны на территории с. Кизилташ был организован Украинский арсенал, где хранилось ядерное оружие для Черноморского флота. До самого развала СССР это была закрытая территория, за несколькими рядами колючей проволоки и строгим пропускным режимом. Сами здания монастыря были уничтожены еще при строительстве арсенала в пятидесятые годы. Монастырь буквально был стёрт с лица земли.

Внтури временного храма | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Сейчас ведутся восстановительные работы, постепенно обустраивается территория. Были расчищены фундаменты старых построек, возведены новые (общежитие, временная церковь, мастерские и пр.). В последнее моё посещение строительство новой церкви было практически закончено.

Новая церковь в Кизилташском монастыре | Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь

Также обустраивается территория вокруг монастыря. Была сооружена лестница к пещере, появились скамейки у колодца, да и в целом, местность все более и более приобретать обжилой вид. И это не смотря на то, что проживает там не больше 10 человек. Было бы интересно посетить его ещё раз, сравнить. Остается надеяться, что это удастся в ближайшее время :)


==Как добраться до Кизилташа==

В Кизилташ ходит пригородный автобус «Феодосия—Урочище», который проходит через Коктебель и Щебетовку. После того, как доберетесь до места, придется обогнуть воинскую часть. Для этого необходимо найти старую котельную (в любом случае, это ваш основной ориентир), которая уже не функционирует, и от нее пройти метров 70—100 в сторону моря. Пройти надо для того, чтобы выйти на тропу, которая на протяжении всего маршрута помечена красными крестиками. Метки указаны либо на деревьях, либо на камнях.



1.  Принято считать, что лик этот принадлежал Св. Стефану Сурожскому или Святителю Стефану Исповеднику, архиепископу Сурожскому: http://www.qrim.ru/pages/east-crimea/?id=106
2.  Впоследствии, она будет являться инициатором основания женского Топловского монастыря.
3.  Преосвященный Иннокентий завещал после своей смерти на содержание крымских монастырей 100 акций Русского Общества пароходства и торговли, часть которых досталась и Кизилташской киновии.
4. 1 десятина – это чуть больше 1 га или 100 соток земли.

23 июня 2009

Категории: Восточный Крым, Кизилташ, монастыри

Комментарии [4] |

Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании
Последнее обновление: 26 июня 2009

2008—2017 © Qrim.ru: Республика Крым
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов