Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым /

Вроде, теперь всё встало на свои места. Как раньше говорил, Бейбарс и Берке были союзниками. Берке был известен как первый из монгольских правителей, принявших ислам и занимавшихся, помимо всего прочего, строительством мечетей. Так же известно, что Бейбарс посылал подарки с Солхат, видимо по тому, что сам был оттуда родом.

У Кеппена сказано следующее:

«родженный в Кыпчаке Султан Бейбарс, Государь Египта, желая увековечить свое имя и прославить место своего рождения, с дозволения Хана Кыпчаеского, построил в Крыму великолепную мечеть, коей стены были покрыты мрамором, а верх порфиром»

Считается, что Бейбарс послал хану Берке 2000 динар денег (примерно, 100 сом) и своих мастеров для постройки мечети, которая и была построена с дозволения хана. Однако... Меня всё время смущала дата строительства мечети - 1288 год, в то время как Бейбарс умер в 1277 году. Спустя какое-то время нашел вполне правдоподобную историю В. А. Сидоренко:

«Упомянутая дата приходится на правление султана ал-Мансура Сайф ад-дина Кала'уна ал-Алфи (1280-1290 гг.). Спустя почти полвека Ибн Батута говорит о соборной мечети в г. Крыме, построенной Эльмелик Эннасиром, — это имя определенно принадлежит ан-Насиру Насиру ад-дин Мухаммеду, который троекратно правил с 1294 по 1339 гг. Приходящееся на его правление окончание строительства, естественно, не могло состояться при аль-Мансуре в трехлетний срок (для сравнения можно взять продолжительность строительства феодосийской мечети Муфти-Джами, хорошо известную по описанию надписей 1622/23 г. и 1638/39 г. и составлявшую почти 17 лет). Имя же Бейбарса как строителя мечети в Крыму упоминает историк Дегинь, компилировавший арабских авторов и смешавший воедино две легенды — о посольстве Бейбарса к Берке и строительстве тридцатью годами позднее. Таким образом, нет реальных оснований связывать какую-либо из старокрымских мечетей с именем Бейбарса»

Ссылка | Комментировать
23 дек. 2009

Известно, что в средние века в Крыму была попытка создания армянского княжества Газарии (точнее, Хазарат или Газарат). Перебираю информацию о монастыре Св. Геворгия и попадаю на упоминание города Казарии (или Хрима). Начинаю искать в интернете и обнаруживаю... Форменко и его утверждение, что Казария или Хрим - это один и тот же город, которые являлся резиденцией правителя региона, после чего идет предположение о том, что ХРИМ – это, скорее всего, город Крым, бывший некоторое время столицей Крыма.

Однако, он совершенно забывает, что у армян для "города резиденции правителя региона" было совершенно другое название, а именно - Сулхат-Крым, иногда просто Сулхат, а иногда просто Крым. Кстати, все эти названия, включая Хрим, указаны в одни и тех же источниках, а именно - в "Армянских памятных записях XIV века". Можно допустить, что Хрим - это производное от Крым, но от чего тогда производное Казария? От Хазарии, что ли? Ничего не понимаю. Да и Крым столицей, как таковой, был уже только после образования Крымского ханства (в 1441 г.), а запись с упоминанием Хрима датируется 1368 годом. Нет, конечно, примерно в это время с Сурб-Хаче находилась резиденция армянского архиепископа, что условно можно причислить к "резиденции правителя региона", правда не в самом городе.

Как-то все эти названия слишком произвольно читаются.

PS: Всё таки, надо поправиться. Газария - так по имени народа хазаров назывался Крым в IX-XIII вв. Однако, фактически хазары последний раз упоминаются в рукописях в XI веке.

Ссылка | Комментировать
22 дек. 2009

В описании Крыма Эвлия Челеби встретил ещё один интересный фрагмент, в котором описывается разнообразие народов и языков, встречающееся на пути:

«Действительно, татарский язык - древний и великий. Этот крымский язык можно понимать. Но там есть улу-ногаи и кичи-ногаи, шейдяки и узак-ногаи, и, короче говоря, много сот ногайских родов. У всех них есть 12 языков. Они языки друг друга понимают через талмаша, то есть через переводчика. Крымские татары-бадраки не могут понять ни единого выражения разных ногайских языков. А для улу-ногаев язык городских ребят - как язык птиц, а для тех ногайский - тоже какой-то странный язык, и они его не понимают. Однако среди ногаев есть грамотные и остроумные мурзы. Чтобы никто не узнал об их тайнах, они разговаривают на своем, непонятном чужому, языке»

Вспоминая описание тат у Палласа, хотелось бы пояснить, кто такие татары-бадраки. В частности, словом бадрак Эвлия называет всех подданных крымского хана. Однако, ногайцы под этим словом подразумевали нечто иное, а именно так (татар бадрак или работник) они называли ленивого, бестолкового работника.

Ссылка | Комментировать
18 дек. 2009

Мечеть, которую сейчас называют "мечетью Бейбарса"1, т.к. известно, что он субсидировал эту постройку, ещё сто лет назад называли "мечетью хана Беркэ". Известно, что именно Беркэ (или Берке, сын Джучи, внук Чингисхана) первым из монгольских правителей принял ислам и начал активно строить мечети на всех его землях. Так же известно, что Берке и Бейбарс являлись союзниками.

Мечеть Берке | Мечеть Берке

На фотографии видно, как она выглядит в данный момент.


1. О которой уже упоминал чуть раньше - http://www.qrim.ru/pages/east-crimea/?id=275

Ссылка | Комментировать
18 дек. 2009

Одно время никак не мог понять, как так получилось, что в Старом Крыму осталось так мало следов былого величия. По сути, всего три мечети, да два армянских монастыря (да и то, один далеко в лесу) и караван-сарай. Почему-то, казалось, что только в последнее время начали так по-варварски относиться к нашему наследию, однако чем больше интересовался, тем больше понимал, что это происходило на протяжении всей истории. Как сейчас, так и несколько веков назад уничтожались следы культур, исторические памятники и пр., и пр. В качестве примера хотел бы привести один фрагмент:

«Старо-Крымская дума, не находя возможным и полезным для города сохранять остатки и развалины древних каменных построек, подвергающихся постоянному уничтожению через расхищения и воровство составляющего их материала, в заседании своем 11-го марта сего1 года решила: развалины эти продать на слом, поручив управе предварительно обратиться к Таврической Ученой Архивной Комиссии и просить её командировать в г. Старый Крым избранное лицо для указания на месте, какие именно из развалин заслуживают поддержки и сохранения и какие могут быть уничтожены продажей их слома»


1. Эти события происходили в 1892 году.

Ссылка | Комментировать
18 дек. 2009

Продолжая читать описания Эвлия Челеби (XVII в.), во время его прибывания в Старом Крыму он пишет следующее:

Из достойного похвалы: в обитаемой четверти нет равного здешнему белому сотовому меду. У него чудесный запах - как у мускуса и амбры. Если его попробовать, почувствуешь этот аромат. Здешний мед и желтое масло посылают в подарок в разные страны. Поэтому все неверные делают глиняные горшки, чтобы класть в них мед и масло. Там есть чистая глина, подобная китайской амбровой глине, из нее производят различные кувшины, кружки, миски для воды и чашки [для похлебки]

Известно, что места в окрестностях с. Османчик1 (ныне с. Холодовка) были известны своими медоносами. В средние века их мёд подавался к столу турецкого султана.  Целебность воздуха здесь определяется ароматами разнотравья равнин и горных лесов Крыма. Природные условия позволяют получить особый по вкусовым качествам сладкий продукт. В нем преобладают травы — донник, душица, курай.

Но, не только в средние века тут добывали мёд, так же и в советские времена мед пасеки совхоза «Грушевский», в который входила Холодовка, был известен и высоко ценился.

Конечно, нельзя говорить с уверенностью о том, что именно этот мёд пробовал Эвлия Челеби, но кто знает? :)


1. Османчик - село, расположенное у основания горы Османчик, которой с восточной стороны оканчивается гряда Бор-Кая,  о которой писал чуть раньше: http://www.qrim.ru/pages/east-crimea/articles/?id=387.

Ссылка | Комментировать
15 дек. 2009

Читаю описание Крыма, составленное Эвлия Челеби (XVII в.). Среди всего прочего, встретил описание Судакской крепости:

Эта крепость расположена на тянущей вершину к небу до Млечного Пути высокой горе, созданной в виде горки плова. На голубой скале находится высокая и прочная, мощная четырехугольная крепость, а в ней - высокодостойные обладатели озарения, которые владеют цитаделью, подобной высокой [крепости] Кахкаха. Однако внутри нее совсем нет домов и строений. Лишь в караульном помещении несколько человек несут стражу.
...
Причина того, что в этой крепости нет людей. Так как эта крепость вершиной достигает небес и окутана облаками, роду Адама очень трудно туда подниматься и оттуда спускаться. Поэтому люди оттуда ушли, и там не живет ни один человек, только стража несет службу
Что интересно, решил поискать хоть одну фотографию, которая бы подходила к такому описанию и не нашел. А ведь, по сути в этих нескольких предложениях уже создан готовый образ! Ни добавить, не отнять...

Ссылка | Комментировать
14 дек. 2009

Харадж — поземельная подать, взимаемая в мусульманских странах с немусульманских владетелей недвижимого имущества за право владения и наследственного пользования землей. Пока иноверец платит харадж, он не может быть согнан со своей земли и имеет право распоряжаться ею по своему усмотрению: продавать, завещать и т. п.; однако, такие земли считаются все же неотчуждаемым имуществом (вакуфом) государства, только отданным в вечный наем владельцам ее, и потому, если владелец перейдет в ислам или передаст (по завещанию или иным путем) свою землю мусульманину, то она не освобождается от хараджа.

Ссылка | Комментировать
10 дек. 2009

После присоединения Крыма к России, все крымские жителей были приняты в подданство России. Оставляя неприкосновенным права и имущество подданных, Екатерина предоставила Крыму на первое время и собственное правление, просуществовавшее до открытия 10 июня 1784 г. Таврической области. Но, до тех пор первоочередной задачей было ознакомиться с внутренним состоянием присоединённого края. Благодаря описанию Крыма на конец 1783 года, предоставленному Потемкину, можно узнать, что на 17 декабря в Крыму числилось христианских церквей  - 33 целых и 25 разрушенных, в то же время мечетей - 1518 целых и 25 разрушенных.

Ссылка | Комментировать
7 дек. 2009

Читая описание Эвлия про Крым, при рассказе о Чатыр-даге встретил упоминание о том, что там водится так называемый "снежный червь". Как оказалось, так же при описании горы Эльбрус и ее окрестностей встречается упоминание о этом самом черве:

"... Есть еще один вид воды, в которой эти живые льдинки достигают толщины берцовой кости человека и имеют черные головки и черные глаза. Эту воду мудрецы называют ледяной водой - аб-и зуляль ("чистая вода"). И ханы султана [Дагестана] привозили ее в подарок Мухаммед Герай-хану (Крымскому хану). Такие же сосульки свешиваются в виде зубцов с карнизов румелийских домов. Там же были живые куски льда толщиной в руку, похожие на тутовых шелкопрядов. Мы отбивали головы льдинкам и высасывали из них воду, похожую на желе. И поистине, когда мы вкушали от вечной жизни, кровь в наших жилах текла быстрее, и мы начинали заглядываться на красивых девушек Таустана, проживающих в окрестных селениях. Однако эти качества воды сохраняются только тогда, когда она находится в снегу. Как только вода выходит наружу, она уже не оказывает такого воздействия. Основную ее массу составляет лед. И только внутри, в глубине, находится студеная вода. Обычно эта вода не имеет аромата. Но если на этой воде поставить тесто, то появится миндальный аромат"

Причем, он не единственный, кто пишет о этих червях. На пример, Абу Дулаф сообщает, что они водятся на горе Арарат. В произведении "Аджа'иб ад-Дунйа", при описании горы горе Харис сказано:
"Из снега выползают червяки, каждый как белого цвета бурдюк. У червя - черного цвета головка размером с горошину. Ног, ни передних, ни задних, нет. Он, перекатываясь в снегу, приближается к краю горы. Когда его ударяют ножом, или шилом, [из него] выходит чистая и холодная жидкость. В червяке ничего, кроме воды, не бывает. Я, раб, его видел"

Ссылка | Комментировать
17 ноя. 2009

Читаю о отношениях Крымского ханства и генуэзской Кафы в период правления Хаджи Герая. Среди всего прочего, Кафа стала союзником Польши, которая являлась старым другом крымского хана:

Польский протекторат над колониями - даже если о таковом и шла речь - установлен не был, но в 1463 г. колониальная администрация все же договорилась с поляками об оказании городу помощи с целью его защиты от вероятного вторжения османов. В Кафу отправился полутысячный наемный отряд. По дороге в Крым, в землях Украины, наемники занялись разбоем, и были перебиты, так и не дойдя до Кафы.

Ссылка | Комментировать
27 окт. 2009

Уже в который раз возвращаюсь к истории Судака. Читая о захвате города и крепости (той, что осталась еще с "римских" времен) малоазийскими турками-сульджуками ориентировочно в 1222 году, можно сделать вывод, что город был в подчинении у половцев, при поддержке войск русского князя. Хотя, в самом городе и присутствовали венецианские купцы, сборами пошлины и пр. административными делами занимались половцы. С другой стороны, сборы половцами не исключают того, что часть вырученных средств передавалась Венецианской торговой республике.

Ссылка | Комментировать
11 июля 2009

Паллас в своих заметках о Крыме отмечает о у стрицах следующее:

Аутка населена исключительно греками, переселившимися с другими христианами, жителями полуострова, в Мариупольский округ, но после завоевания Крыма двадцать семейств получили разрешение от князя Потемкина вернуться обратно для ловли устриц на алупкинских устричных банках; устрицы, хотя и малы, но столь же вкусны, как английские

и ниже в тексте:
Рыболовство в Феодосийской бухте очень обильно, но жаль, что оно заброшено. Особенно много бывало проходной рыбы Черного моря. Устричные мели лежат у гористого берега до Кооз и очень богаты, но устрицы мелкие, с тонкими цветными створками

Ссылка | Комментарии [2]
4 июля 2009

Еще в свое первое посещение Крыма Паллас заметил, что все жители деревень южного берега, которые считаются татарами, потомки других народов, так или иначе поселившихся в этих места, что они чужды татарам, а в особенности монголам, и за что получили прозвище тат, от настоящих крымских татар.

В своих наблюдениях он пишет следующее:

Горные татары трех деревень - Кикинеиза, Лимены и Семеиса - отличаются своей странной и необыкновенной наружностью. Очень длинное лицо, длинный и горбатый нос с удлиненной, приплюснутой у висков головой придают им смешной вид, и наименее безобразные между ними походят на сатиров. Профессор Хакет, которому я сообщил о моих наблюдениях в бытность его в Крыму, в одном из своих писем ко мне обратил мое внимание на одно место у Скалигера, могущее иметь отношение к странному образованию головы у жителей этих мест. Он пишет: "Генуэзцы унаследовали от своих предков мавров обычай сплющивать головы новорожденных у висков, и хотя этот обычай не существует теперь, они от рождения схожи по духу и телу с терситами". Я не берусь решить, происходят ли жители этих деревень от древних генуэзцев, переселившихся в Крым или от какой-нибудь другой народности, уединившейся в дикие горы Южного Крыма и сохранившей свой странный наружный вид. Удивительно еще, что эти татары почти всегда имеют светло-рыжие, красноватые и совсем светлые волосы на голове и бороде, что необычно в Крыму

Ссылка | Комментировать
4 июля 2009

Чаир, дикая яблоня | Чаир

Чаир - это сад, разбитый в горах. Как правило, под него разравнивалась территория и прививались плодовые деревья или просто высаживались. Связано это было с тем, что поселения находились в неудобных для садоводства местах, по сути, в те времена дома как таковые не имели никакой ограды. Сады не огораживались и закреплялись за кем-то определенным. С другой стороны, если длительное время сад оставался без внимания, то его мог занять кто-то другой. В некоторых случаях изготавливалось небольшое заграждение, предназначенное для того, что бы воспрепятствовать вымыванию грунта после дождей и таяния снегов.

Подробнее…

Ссылка | Комментировать
26 июня 2009

2008—2024 © Qrim.ru: Республика Крым
Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов