Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым /

Перечитывая информацию про Старый Крым, встретил вот такой фрагмент:

В 1837 г. Восточный Крым посетил путешественник - А. Демидов. Он, проезжая от Феодосии в Арбат, отметил ров и башни вокруг стен Старого Крыма (посчитав их, возможно, не без основания, татарскими укреплениями) и обилие ограбленных курганов. Примечательно, что в них он видел разрушенные гробницы со сводами, т.е., вероятно, склепы античного типа

Вспомнил, что в одной из статей о оборонительных восточного крыма была приведена схема их расположения. Как оказалось, в этом районе проходила оборонительный ров и кто знает, может быть из-за неё Старый Крым и получил такое название?

Изображение

На нижней схеме обозначены: I - ров "незаконнорожденных потомков скифских рабов"; II - хребет Узун-Сырт; III - хребет Биюк-Янышар;

Ссылка | Комментировать
11 мар. 2010

После восстановления отношений между латинанцами и татарами, возникшими в результате убийства татарина в 1343 году, первые сразу же попытались вернуться в Тану. Договора были восстановлены на прежних условиях за исключением одного дополнительного пункта, а именно - губернатор Танны, Толобей, имел право взыскивать с каждого прибывшего в Тану венецианского судна, сверх обычных таможенных пошлин, дополнительно три саума (что приравнивается к пятнадцати золотым червонцам). Для этого нового налога существует объяснение.

Как оказалось, во время разрыва отношений между татарами и венецианцами несколько армян, подданных кипчакского хана, севшие на генуэзские суда были захвачены венецианцами вместе с этими судами. Победители завладели и товарами этих армян, обещав, впрочем, за них заплатить. Но, они не возместили убытков, достигавших большой суммы. Тайдола, супруга Джанибека, тронутая этим злоключением кипчакских купцов, пришла к ним на помощь дав им в займы часть потерянной суммы. Вышесказанный царский налог был введен с целью погасить этот убыток.

Ссылка | Комментировать
11 мар. 2010

В 1269 году, вопреки нескольким заключенным с греческим императором трактатам, с целью предотвращения каких-нибудь вооруженных столкновений между венецианцами и генуэзцами на Черном море, венецианский адмирал Джованни Соранцо вторгся в море во главе двадцати пяти галей, захватил много генуэзских судов и закончил свою экспедицию осадой Кафы. После продолжительной осады город пал. Так же были сожжены две галеи и четыре судна, плававшие под генуэзским флагом.

Затянувшаяся экспедиция застала зиму в Крыму, лишившись припасов и страдая от тяжелых зимних условий часть флота была потеряна. При возвращении в Венецию в 1297 году Соранцо привел с собой шестнадцать галей.

Присутствие этого флота являлось необходимым условием для сохранения завоевания в Крыму, но после его ухода или самое позднее, после мира 1299 года, генуэзцы снова заняли Кафу.

Ссылка | Комментировать
4 мар. 2010

Немного отвлекаясь, хотелось бы отметить один венецианский документ от 1373 года в котором сказано о трех венецианцах, которые взяли в Порто-Пизано пассажирами несколько татар, обещая их доставить в Кафу, но по дороге предательски пленили и продали в рабство.

Ссылка | Комментировать
4 мар. 2010

В средние века из конкурентов, которые могли бы противостоять Генуе, наименее опасными были пизанцы, так же основавшие свой порт в пределах Черного моря. Порт этот назывался Порто-Пизано. Не известно точно время его образования, но известно время создания первой карты, на которой он был отмечен, речь идет о 1318 году. Во всяком случае, начиная с этого момента этот порт посещали западные моряки, что отразилась в сохранившихся документах. 

Так или иначе, но этот порт фигурирует на картах XVI –XVII вв., однако сама колония, вероятно, просуществовала только лишь до трагического 1343 года, когда после убийства татарина в Тане итальянцы подверглись гонениями с стороны Орды.  Венецианцы и генуэзцы сохранили свою силу, смогли отомстить за свое поражение и восстановить свои колонии, чего нельзя сказать о пизанцах, морское владычество которых начало падать. По этому пизанцы благоразумно отказались вторично занимать Порто-Пизано.

Так же известен единственный конфликт, который произошел между пизанцами и генуэзцами, и имел печальные последствия для пизанцев. В 1277 году одна из галей задумала разбойничать на берегах Черного моря. Она уже посетила Синоп и успела зайти в Сугдею (Судак), когда была атакована генуэзской галеей, взята последней в плен и сожжена.

Ссылка | Комментировать
4 мар. 2010

В статье "Небольшая история о Венеции в Крыму" упоминал о моменте, когда Тана и другие города были закрыты для итальянцев из-за убийства татарина. Перечитывая историю торговли на Черном море всплыли подробности этого инцидента. События эти происходили в 1343 году, когда в следствии навсегда оставшимися невыясненными причин возникли в Тане столкновения между татарами и командами венецианских галер, стоявших на рейде. Во время драки венецианец Андреоло Чиврано убил татарина Ходжу Омара и это убийство послужило сигналом общим беспорядкам между татарами и западными колонистами. Венецианцы, генуэзцы, флорентинцы были, без различия национальности, атакованы местными уроженцами, разгромившими их дома и магазины. Убытки, понесенные генуэзцами в этих беспорядках, исчисляются в 350 тысяч червонцев, венецианцы же потеряли до 300 тысяч. Многие были убиты или заключены в тюрьма, часть спаслась на кораблях. Узнав об этом, Джанибек запретил появляться итальянцам в Тане, после чего отправил к Кафе войска для осады города, но взять его не смог.

Генуэзцы к тому времени уже подготовились к осаде, мало того, они периодически совершали десантные операции с моря, возвращаясь с добычей. В одной из таких операций они перебили более пяти тысяч воинов и уничтожили все осадные машины, в следствии чего Джанибек был вынужден снять осаду города. Также с моря к ним регулярно доставлялись необходимые припасы и преграждал путь для транспортных судов, которые предназначались для татар.

Ссылка | Комментировать
9 янв. 2010

Разыскивая информацию о том, когда и как была образованна генуэзская колония Кафа, встретил фрагмент из жизни города. В 1289 году Триполи, самая значительная генуэзская колония в Сирии, оказалась в бедственном положении будучи осажденной султаном Келавуном. Узнав о этом жители Кафы приняли решение о оказании помощи сирийским соплеменникам. Правящий в этой время консул Паолино Дориа созвал собрание купцов и других горожан и они совместно приняли решение снарядить несколько кораблей на подмогу. В итоге, из Кафы было отправлено три судна с стрелками из самострелов под предводительством консула. Как оказалось в последствии, эта экспедиция опоздала, но Кафе были возвращены все расходы.

Это фрагмент говорит о том, что к 1289 году молодая колония уже прочно укрепилась на новом месте. Настолько прочно, что была в состоянии оказывать посильную помощь другим колониям, в городе уже находился свой консул, существовал совет.

Ссылка | Комментировать
9 янв. 2010

В 1454 году турецкий флот совершал каперский рейд вдоль берегов Черного моря и так или иначе, не обошел стороной Кафу. После нескольких вялых и безуспешных попыток атаковать город, потребовав и получив «в подарок партию сухарей и других съестных припасов», удалился.
После этих событий консул из Кафы отправил рапорт в Геную, в котором среди всего прочего отмечает, что турки имели некоторые основания быть недовольны жителями Кафы. В самом деле, при появлении турок 12 июля, на баразе жители (армяне, греки, евреи) подняли страшный ропот и «в первом столкновении с ними убили на базаре пятнадцать турок. Число убитых могло быть ещё больше, если бы латинцы не поспешили на защиту турок и силою оружия не прекратили этого побоища». Арестовано было около тридцати человек. Опасаясь, чтобы турки не отплатили кафинцам возмездием и не подожгли город, власти распорядились принять надлежащие меры к предупреждению пожаров.

Ссылка | Комментировать
8 янв. 2010

Читая описание Старого Крыма о его округи встретил упоминание о Бездонном колодце и там же прочитал вот такую историю (в отрывке, описывающем Агармыш):

… На восточном её краю находится довольно замечательного углубление, похожее на жерло погасшего вулкана. Оно с поверхности имеет кругловатое образование и не более сажени в поперечнике. Глубину же его, по причине выдавшихся из стен камней, можно измерить не далее 50 саженей. Уверяют, будто бы брошенное в это отверстие просо или другие легковесные вещи всплывают в колодце деревни Кринички, лежащей в 4 верстах (чуть больше 4 км.), и в пруду деревни Шубины в том же расстоянии

Бездонный колодец на горе Агармыш | Бездонный колодец на горе Агармыш

Читая этот фрагмент вспомнил, что раньше слышал историю, будто бы предметы всплывали в самом Азовском море. Тут есть один интересный момент. Если с Криничками никаких вопросов нет, они действительно расположены на 4 км севернее Агармыша, то вот с деревней Шубино не всё так просто. В описании сказано, что она находится «в таком же расстоянии», то есть 4 верстах, однако деревня с таким названием в данный момент входит в состав Токаревского сельского совета и действительно находится на берегу Азова, что значительно дальше.

Ссылка | Комментировать
7 янв. 2010

В своей «Книге путешествий» в главе, где Эвлия Челеби описывает Старый Крым, он приводит легенду, которая повествует о причине запустения некогда прекрасного города:

«Премудрый Господь [сделал так, что] пришел к долгожданным воротам [города] ночью слабый, грешный, бедный дервиш. Дело было зимой, и он был голодный и холодный, болезненный, голый и стенающий. Дервиш дрожал, как осенний лист, и просил ради Бога. Но на крики этого дервиша никто не обратил внимания. Короче говоря, он подходил ко всем воротам и просил ради Бога, но никто на него не посмотрел и не приютил. Этот дервиш тогда спрятался в каком-то углу и, плача, дождался утра. Когда же наступило утро, этот дервиш взял в руку метлу и стал подметать улицы этого города Кырыма. По Божией воле народ города с этого дня стал "подметаться". Кто-то умер, кто-то уехал, и года не прошло, как этот огромный город разрушился и опустел. Вышеупомянутый дервиш поселился на развалинах этого города и веселился там. Через некоторое время и он переселился в мир иной, и теперь он похоронен около святого Кемаль Ата-деде1»

«Такова причина разрушения Эски Кырыма» завершает свое повествование Эвлия Челеби.


1. Кемаль-ата - известный в Крыму святой шейх. В настоящее время его имя носит холм в г. Старый Крым. В свое время там были остатки каких-то фундаментов и несколько надгробных памятников с именами шейхов. Так же этот холм известен, как "Могила Мамая", что, конечно же, не является действительностью.

Ссылка | Комментарии [7]
7 янв. 2010

Тлетворную болезнь занесли на Запад граждане Генуэзской республики. Молодой юрист из Пьяченцы Габриэль де Мюсси, живший в Крыму в 1344-1346 гг., описал начало чумного мора в Каффе. Болезнь вспыхнула в городе после того, как осаждавшие его татары стали забрасывать через стены метательными орудиями трупы своих умерших от чумы соплеменников. Европейцам пришлось спасаться от нависшей смертельной угрозы спешным бегством. На нескольких кораблях они с надеждой на избавление покинули берега Крыма, направившись в Геную, Венецию и другие порты Средиземноморья. Находившийся на борту одного из судов автор свидетельствует:

«Так как дорогой нас постигла тяжелая болезнь, то из тысячи людей, поехавших с нами, едва ли уцелело и десять человек, а потому родные, друзья и соседи поспешили к нам с приветствиями. Горе нам! Мы принесли с собой убийственные стрелы, при каждом слове распространяли мы своим дыханием смертельный яд!” Важнейшие пункты на пути, пройденном судами с заразой из Каффы в Геную, также были поражены. Итальянцы привезли смертоносную болезнь в Перу — принадлежавшую им окраину византийской столицы. Затем ее жертвой пал весь Константинополь. Другим крупным очагом заболевания стал вскоре и сицилийский порт Мессина»

Ссылка | Комментировать
29 дек. 2009

После вступления Михалила Палеолога вместе с его союзниками генуэзцами в Константинополь (в 1260 году), венецианцам пришлось спешно покидать занимаемые ими порты на Черном море. Самым важным из них был Судак. Не имея никаких других путей отступа, кроме как прорываться через Босфор, венецианцы на трех галерах и одном небольшом судне, груженные товарами, при пересечении Босфора встретили сопротивление в лице двух генуэзских галер и нескольких греческих. Венецианцы приняли бой и заставили отступить противника.

К несчастью дня них, на высоте Абидоса они наткнулись на другой генуэзский флот из десяти галер. Силы двух противников оказались не равны и венецианцы погибли после отчаянного сопротивления. Генуэзцам не удалось захватить судна, т.к. они пошли ко дну, но им удалось захватить часть экипажей. Команда, взятая в плен, была послана к императору, который приказал искалечить всех, за малым исключением.

Ссылка | Комментировать
27 дек. 2009

Читая о положении генуэзских колоний во второй половине XV в. встретил несколько характерных моментов безвластия. А именно, в 1457 году генуэзец Илларион Мартини приобрел замок Базиар, который располагался на берегу Азовского моря. Спустя какое-то время новому владельцу замка понадобилось отправиться по делам в Кафу и он поручил охрану замка некоему капитану Джованни Бозио. Последний, найдя подельников, попросту захватил замок, провозгласив себя новым владельцем. После обращения Мартини за покровительством в Кафу, для наказания грабителей были направлены две галеры с двумя ротами вооруженных людей под началом Якопо ди-Каруа и Антонио Джентиле. Но, неурядица настолько господствовала во всем в это время, что одна их галер взбунтовалась и скрылась в Трапезунт. Другая же, на которой находились начальники экспедиции, после упорной борьбы всё таки овладела замком и вернула его законному хозяину.

В том же самом году была схожая ситуация, правда около Дуная. Там грабители ворвались в замок во время отсутствия хозяина и похитили 10 тыс дукатов, которые так и не смогли вернуть не смотря на все попытки.

Ссылка | Комментировать
26 дек. 2009

В одной из заметок судакского Синаксаря, который был обнаружен на острове Халка в Средиземном море, можно прочитать следующую запись за 6 апреля 1292 года:

«В этот день в 6800 (1292) году круг луны 17, круг солнца 24, была Пасха христианская. А Армяне 16 (числа) того же месяца, потому что потерялись»

Самое интересно то, что 16 апреля - это среда, а не воскресенье, в которое и должна праздноваться Пасха.

Хотелось бы так же сказать пару слов о самих записках. В данном случае велись приписки к минеям, написанным уставным письмом XII в. на пергамене. Приписки делались в Судаке чернилами на протяжении нескольких столетий (вплоть до 1418 г.).

Ссылка | Комментировать
24 дек. 2009

По сопоставительным расчетам исследователя истории крымских армян В. Микаеляна, к середине XV в. общая численность армян в Крыму насчитывала порядка 150 тыс. человек. Среди них было незначительно число католиков, сконцентрированное в основном в Кафе и тяготеющее к порядкам Доминиканского Ордена, а в Старом Крыму действовали последователи Францисканского Ордена. Так же были и так называемые - цаты, исповедовавшие греко-православие армяне. Вероятно, были так же последователи так называемых «аринцев» или «ариосов». Но подавляющее большинство армянского населения Крыма составляли приверженцы традиционной Армянской Апостольской Церкви.

По поводу «цатов» в 1410 году известный церковный деятель Мхитар Апаранеци сообщает:

«Некоторые называются армянами-цатами, которые по языку, письму, племени суть армяне, но по вероисповеданию и всем правилам — греки, во всем им подчинены, как свидетельствуют те, которые проживают в Ерзнке и в остальной стране ромеев, в Кафе, в Крыму и во многих других местах»

Так же хотелось бы чуть подробнее объяснить, кто такие «ариосы». Их взгляды формировались  но основе учения александрийского пресвитера Ария (III-IV вв.), утверждавшего, что Христос не извечен, так как сотворен Богом-отцом, а следовательно, ниже отца и не равен, а только подобен ему. И хотя ересь была осуждена Никейским вселенским собором 325 года, однако еще долгое время продолжала волновать ортодоксальную церковь. Рассматривая вопрос в таврико-крымском контекста, необходимо отметить, что сохранились свидетельства о прямых последователях учения Ария здесь - готах, обосновавшихся на полуострове в период раннего средневековья. Отличая от греко-православных догматами вероучения, они составляли свою особую епархию, епископы которой нередко назывались «арианцами».

Ссылка | Комментировать
23 дек. 2009

2008—2018 © Qrim.ru: Республика Крым
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов