Автор: Cyrill Novgorodcev
По сопоставительным расчетам исследователя истории крымских армян В. Микаеляна, к середине XV в. общая численность армян в Крыму насчитывала порядка 150 тыс. человек. Среди них было незначительно число католиков, сконцентрированное в основном в Кафе и тяготеющее к порядкам Доминиканского Ордена, а в Старом Крыму действовали последователи Францисканского Ордена. Так же были и так называемые - цаты, исповедовавшие греко-православие армяне. Вероятно, были так же последователи так называемых «аринцев» или «ариосов». Но подавляющее большинство армянского населения Крыма составляли приверженцы традиционной Армянской Апостольской Церкви.
По поводу «цатов» в 1410 году известный церковный деятель Мхитар Апаранеци сообщает:
Так же хотелось бы чуть подробнее объяснить, кто такие «ариосы». Их взгляды формировались но основе учения александрийского пресвитера Ария (III-IV вв.), утверждавшего, что Христос не извечен, так как сотворен Богом-отцом, а следовательно, ниже отца и не равен, а только подобен ему. И хотя ересь была осуждена Никейским вселенским собором 325 года, однако еще долгое время продолжала волновать ортодоксальную церковь. Рассматривая вопрос в таврико-крымском контекста, необходимо отметить, что сохранились свидетельства о прямых последователях учения Ария здесь - готах, обосновавшихся на полуострове в период раннего средневековья. Отличая от греко-православных догматами вероучения, они составляли свою особую епархию, епископы которой нередко назывались «арианцами».
23 декабря 2009
Категории: армянская культура
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании