Автор: Cyrill Novgorodcev
Этот отрывок из "Истории Крыма", Андреева уже цитировал в обуждении статьи о Судакской крепости. Речь идет о середине XI в:
Главным опорным пунктом половцев в Крыму стал Судак, называвшийся тогда Сугдеей. Арабский историк Ибн-аль-Асир писал о Судаке: «Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы, находящиеся в земле их». Через Судак проходила торговля товарами из русских земель, Европы, Африки, Малой Азии, Индии и Китая. Часть Черного моря получило название Судакского. Слава о богатом городе разошлась по всему миру и в 1222 году город был разграблен войсками сельджукида Ала-ад-дина Кей-Кубада, властителя расположенного в Малой Азии Румского султаната. Предлогом для военной экспедиции послужили жалобы сельджукских купцов на Сугдею, якобы не дававшую им торговать. По султанскоиу приказу эмир Хюсамеддин Чобан с большим отрядом высадился под Сугдеей и разгромил объединенное половецко — русское войско, пытавшееся прикрыть город. Сугдея была захвачена, там появился султанский гарнизон, находившийся в городе до татарского погрома 1239 года.
Продолжение этой истории можно прочитать у Маркова, в "Очерках Крыма":
Наконец в 1322 г. татары совершенно покоряют Сурож. Это горестное событие в синаксаре отмечено так: «пришел Толактемир и апокрисиарий Узбеков, имя ему Карабулат, и взял Сугдею без войны; сняли колокола все и сломали иконы и кресты, и затворили ворота, и была скорбь, какова не была никогда».
Потом, под 1323 г.: «Закрыли безбожные агаряне божественную и священную икону Спаса нашего Иисуса Христа в царских вратах богоспасаемого города Сугдеи»;
и, наконец, под 1327 г.: «разорил крепость, св. Софию Сугдаи, и св. Стефана, и св. Варвару некто именем Агач-пасли, сквернавец древоголовый». Вероятно, после этого погрома жители Судака разбежались, и город опустел, потому что около этого времени папа Иоанн XXII просил Узбека о позволении возвратиться христианам в Судак и об обращении церкви судакской из-под мечети опять в христианский храм.
...Вместе с торговою жизнью угасла, по-видимому, в Судаке и та широко развитая религиозная жизнь, о которой осталось столько свидетельств. Многочисленные святыни Судака опустели или разрушились. Судак перестал быть с 1386 г. метрополиею епархии.
Так же не стоит забывать, что в 1347 г. через Крым из Азии в Европу прошла "Черная смерть", пандемия бубонной чумы. После конфликт между венецианцами, которые пользовались портами Коктебеля и Судака, и генуэзцами перерос в открытое военное столкновение, которое продлилось пять лет, с 1350 по 1355 гг.
8 апреля 2009
Категории: генуэзцы, крепость, крымские татары, половцы, Судак
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании