Логин: Пароль: Восточный Крым
/ Крым / Страницы / Восточный Крым / Крым в XIII-XIV вв.

Крым в XIII-XIV вв.

Автор: Cyrill Novgorodcev

До сих пор занимает вопрос о том, как сосуществовали татаро-монголы и те, кто проживали на этой территории до их появления. Речь идет о периоде, который включает в себя XIII и начало XIVвв. По сути, в этот период происходит массовое принятие ислама (разница между образованием Крымского улуса и принятием ислама - порядка 70 лет). Прежде, в большинстве своем татары были язычниками, впрочем как и многие другие. С появлением татар была [при?]остановлена христианская миссионерская деятельность, чья религия доминировала на тот момент. Отчасти причиной тому были частые набеги, карательные операции и разорение таких городов, как Судак, который являлся в тот момент крупным торговым и религиозным центром. Примерно в это же время в Крыму параллельно развиваются генуэзские и венецианские города-колонии, между которыми начинается борьба за влияние... В общем-то, у меня складывается именно такое представление о заявленном периоде.

Прежде я считал, что христиане из коренных жителей единила как вера, так и беда, если можно так выразиться. Обособленно держались торговцы, сиречь венецианцы и генуэзцы. Доминировали - татаро-монголы. Также мне казалось, что с принятием ислама ситуация только ухудшилась (т.к. начались религиозные преследования). Однако, сейчас всё больше и больше начинаю в этом сомневаться. И на это есть ряд причин.

Первое моё заблуждение состояло в предполагаемом единстве христиан. Онако, судя по некоторым предложениям, можно судить о том, что караимы держались в стороне от армян и греков, которые к ним были настроены враждебно. В некоторых рукописях встречаются сообщения о том, что внутри армян существовал раскол. Не стоит забывать и о потенциально конфликтной структуре тогдашнего социума, состоящего из бедных и богатых слоев.

Второе - это касается торговых колоний, которые, как мне казалось, мирно сосуществовали рядом с татаро-монголами. Однако, на деле это было не так, торговые города часто подвергались разорениям, со всеми вытекающими отсюда следствиями: построение оборонных сооружений, содержание армии, вплоть до оплаты наёмников из коренных жителей. В ответ татаро-монголы совершали карательные акции, разоряли поселения, в общем боевые действия были частым явлением.

Третье - это влияние ислама, который сейчас изрядно демонизировали. Пожалуй, относительно ислама заблуждался больше всего. Отчасти, благодаря записи радио передачи Гордона "Гипноз ислама" смог взглянуть на эту религию несколько с иной стороны. В частности, ислам как таковой не враждебен относительно христианства. Да, безусловно, это две разные религии, но они не противоречат одна другой. Хотя, встречаются разные описания, как доброжелательные, так и достаточно агрессивные. Взять на пример эпизод с Афанасием Никитиным, которого склоняли к принятию ислама и эпизод с Николаем и Матвеем Поло, которых снарядили в поход к римскому апостолу с грамотой, в которой говорилось о том, что "просил великий хан апостола к нему около ста христиан, умных, в семи искусствах  сведущих, в спорах ловких, таких, что смогли бы идолопоклонникам и людям других вер толком доказать, что идолы в их домах, которым они молятся, - дело дьявольское, да рассказали бы язычникам умно и ясно, что христианство лучше их веры". Другими словами, для просвещения. Да и в целом, в рядах татаро-монголы происходила постоянная борьба за власть, что тоже сказывалось на их единстве.

В следующих сообщениях постараюсь более детально описать некоторые события этого времени.

19 ноября 2008

Категории: армяне, Венеция, Генуя, греки, история, караимы, татары

Комментарии [7] |

Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании
Последнее обновление: 21 ноября 2008

2008—2018 © Qrim.ru: Республика Крым
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог крымских сайтов