Автор: Наталья Шайкина
Строительство гидротоннеля под плато горы Ай-Петри, длиной более 7 километров, по которому на Южный берег пойдет вода, практически завершено. Тоннель соединяет село Счастливое в Бахчисарайском районе с Большой Ялтой. Тоннель водовода будет идти параллельно старому, который был построен еще в 60-х годах прошлого века.
«Строительство на завершающем этапе. Основной вид работ — проходка так называемым микротоннельным щитом — завершена. Тоннель протяженностью более 7 километров сооружался проходческим механизированным комплексом, средняя скорость была 15 метров в сутки», — рассказал журналистам начальник участка подземных работ Александр Василенков.
По его словам сейчас идет техническое оснащение и монтаж коммуникаций. Для контроля за тоннелем устанавливаются антисейсмические датчики.
Сейчас на объекте демонтируют рельсы, по которым проходил сам комплекс для бурения и рабочие мини-поезда для перевозки грузов. Все составляющие этой маленькой подземной железной дороги промываются и укладываются для транспортировки. Теперь они будут служить на новом объекте, как до этого служили при строительстве канализационного коллектора в Симферополе.
Процесс не останавливается ни днем, ни ночью — трудятся в две смены, вахтовым методом, по 15 дней. Новый гидротоннель под землей соединяется с участком старого, проложенного еще в шестидесятых годах строителями Харьковского метрополитена.
«В полном объеме выполнены работы по реконструкции существующего недостроенного тоннеля протяженностью 1580 метров и по проходке нового тоннеля. Общая протяженность объекта инженерной инфраструктуры — 7 225,8 метров», — сообщили в пресс-службе министерства строительства РК.
По новому тоннелю вода из Счастливенского водохранилища будет поступать в Ялту самотеком, без насосных станций. Сейчас на объекте выполняется подключение к существующим водоводам, пусконаладочные работы и благоустройство территории. Все работы будут завершены в июне 2024 года.
Тоннель начали строить в 2021 году, завершить работы планируют в 2024 году. Проект осуществляется за средства Федеральной целевой программы, стоимость строительства — около 8,5 млрд рублей. А потом настанет черед старого Ялтинского водовода — его ждет глобальная реконструкция, если с ним что-то случится — около 140 тысяч жителей Большой Ялты останутся без воды.
Старый гидротоннель прокладывали в недрах горы Ай-Петри с 1959 по 1964 год. Проходку осуществляли с двух сторон буро-взрывным методом, то есть горную породу взрывали, а иногда разбуривали либо разбивали молотками вручную. Строительством занимались харьковские метростроевцы, стоимость работ превышала 22 миллиона советских рублей.
Строительство вели с двух сторон — со стороны Северного и Южного портала, от Счастливого и от Васильевки. Это место в Бахчисарайском районе Крыма выбрали потому, что множество источников выходят на поверхность на северных склонах Главной гряды Крымских гор.
В декабре 1963 года произошла стыковка. Тоннель, длинной более 7 километров, на тот момент был самым длинным в Европе. Ла-Манш построили в мае 1964 года, до этого момента конкурентов у Ялтинского водовода не было.
Как только в Ялту пришла «большая вода», курорт сразу получил мощнейший толчок для развития. В 1966 году были проложены водоводы до «Артека» и Симеиза, затем все курортные поселки включили в общую систему.
25 апреля 2024
Категории: Ай-Петри, гидротоннель, строительство, Счастливое, Ялта
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании