Автор: Наталья Шайкина
22 февраля 2014 года крымский «Беркут» вернулся из Киева. Севастополь и Симферополь встречал своих героев на главных площадях городов. Море людей, цветы, объятия и слёзы на глазах, как у встречающих, так и ребят, вернувшихся с войны. В Севастополе на площади Нахимова «Беркут» встречали торжественно, под звуки оркестра. На главной площади города собрались тысячи людей — родственников и земляков.
Вернувшиеся ребята были в спецформе и чёрных масках, от которых исходил дымный запах, на них остались следы гари, грязи, а местами и крови. Из-под масок в лица земляков они смотрели залитыми слезами, красными от усталости глазами. Люди, даже незнакомые, подходили, благодарили и жали бойцам руки. Скандировали в едином порыве: «Молодцы!», «Спасибо вам!», «Мы гордимся вами!». Чествовали как героев, целовали, обнимали, плакали, дарили цветы, сладости, воздушные шары, а кто-то даже открыл шампанское.
«Мы боялись, что в Крыму нас встретят так же, как и в Киеве, что устроят на нас охоту. Но случилось наоборот: ребят встретили здесь как героев. Народ собрался на площади Ленина в Симферополе и кричал «Беркут! Беркут! Беркут!» Люди аплодировали, выстроившись в коридор. И через сутки это были уже совсем другие бойцы: решительно настроенные, понимающие, что они здесь нужны», — вспоминает командир крымского «Беркута», полковник Юрий Абисов.
21 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович объявил, что инициирует досрочные президентские выборы и призвал начать процедуру формирования правительства национального доверия. В начавшемся хаосе отряды оказались брошенными киевским руководством.
«Сами приняли решение отходить, приказа не было. Шел расстрел, и толкали на эту массу. Я понимал, что, если в правительственном квартале останемся, там просто перебьют половину. Я дал команду забирать своих раненых и оттягиваться, где мы были забазированы — в другую сторону города», — вспоминает командир спецбатальона.
При выезде из украинской столицы, на созданных блокпостах, у майдановцев было оружие и с горючей смесью, и охотничье, и нарезное, приходилось договариваться.
«У нас на руках крови нет, мы не убивали, мы идем домой к своим, в Крым. Открой нам дорогу и проведи. И не дай Бог кто-то из ваших выстрелит, поверь, мои ребята лучше стреляют, они натренированы, они готовы. Вы готовы умирать? А мои пацаны уже видели смерть, они готовы», — рассказывает Абисов.
В это время в Крым уже доставили тела погибших на майдане. И раненых в крымском отряде было не менее 30, их собирали по больницам и вывозили в Крым. Двух человек, самых тяжелых, привезли на полуостров автомобилем частной скорой помощи.
На площади Ленина в Симферополе, пройдя сквозь ряды встречающих, бойцы, входя в здание музыкального театра, стягивали с себя береты и шапки: внутри стояли гробы с телами ребят, убитых на Майдане.
Сотрудники не признали законность распоряжения министра внутренних дел Украины Авакова о роспуске подразделения. База «Беркута» была взята под охрану жителями до нормализации обстановки в Крыму. 23 февраля был создан целый полк народного ополчения. Основным ядром был «Беркут». Вокруг него сплотились все консолидированные силы.
25 февраля киевское подразделение СБУ «Альфа» отказались выдвигаться в Крым разоружать «Беркут», также поступили и другие спецподразделения Украины.
Аваков приехал в Крым, чтобы собственным авторитетом заставить разоружиться местный «Беркут». Но жители города не дали даже подойти к воротам базы.
22 февраля 2024
Категории: Аваков, Беркут, Севастополь, Симферополь
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании