Автор: Наталья Шайкина
Чтобы обеспечить Большую Ялту водой, под Ялтинской яйлой от Счастливого до Виноградного строят новый 7,5-километрвый гидротоннель. Тоннель нового водовода будет идти из Счастливенского водохранилища параллельно старому, который был построен еще в 60-х годах прошлого века. Первые тысячу метров строители уже проложили, весь объект планируют завершить в 2024 году.
Специалисты признают, что старый тоннель уже отслужил свой срок, поэтому строительство дублирующего водовода — жизненно необходимо для всей Большой Ялты. Подрядчику предстоит построить 5,6 километра нового тоннеля и реконструировать полтора километра недостроенного «дублера», который начинали строить ещё в 80-х годах, но по разным причинам не завершили. Теперь он станет частью нового объекта.
Тоннель диаметром более четырех метров, который прокладывается в горе с помощью специального щита, укрепляют сегментированными бетонными кольцами шириной 1,3 метра и весом более 9 тонн, пояснил представитель компании-подрядчика Андрей Булыгин.
«Средняя скорость прокладки тоннеля — около семи метров в сутки. За прошлые сутки мы прошли 13 метров. Скорость зависит от разных факторов — от технологических переключений до твердости грунтов. Грунты на одном только метре могут поменяться несколько раз. И скорость зависит не только от крепости, но и от других свойств пород, например, водонасыщения», — пояснил он.
Проект изначально разрабатывался с учетом высокой сейсмоактивности в Крыму: система железобетонных колец, укрепленных и гидроизолированных специальным полимерным раствором, может выдерживать землетрясения до 8-9 баллов. По словам главного специалиста Инвестиционно-строительного управления Республики Крым Николая Путилина, работы ведутся круглосуточно и без выходных.
После введения в эксплуатацию нового тоннельного водовода и переподключения воды, старый тоннель тщательно исследуют, чтобы понять, можно ли его реконструировать. «Он представляет собой плачевное зрелище, — отметил Андрей Булыгин. — Во многих местах сильно разрушен, местами днища как такового нет. Поэтому любое движение грунтов представляет угрозу. После переключения на новый водовод мы его обследуем. Если обследование покажет, что реконструировать его невозможно, придется строить заново».
Тоннельный водовод строится в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года». Стоимость строительства составляет около 8,5 миллиарда рублей. Завершить строительно-монтажные работы подрядчик должен в феврале 2024 года, в этом же году планируется ввести объект в эксплуатацию.
1 октября 2021
Категории: Счастливенское водохранилище, тоннель, Ялта
Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании